Институт Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) выпустил исследование о влиянии пандемии COVID-19 на субъекты малого и среднего бизнеса (МСБ) в Пакистане, Узбекистане, Казахстане и Грузии.

Исследование изучает способы, которыми предприятия стран Центральной Азии справлялись с вызовами и трудностями, связанными с пандемией. Для этого в декабре 2020 — январе 2021 года были опрошены представители 1145 компаний.

В отчёте отмечается, что на малый и средний бизнес в Узбекистане на 2019 год приходилось 56,5% ВВП и 76% рабочих мест. Для Казахстана эти показатели составили 32% и 31% соответственно.

Вызовы и возможности

Большинство предприятий оценили эффект пандемии как отрицательный — только 14% респондентов в обеих странах назвали изменения положительными.

В Узбекистане о позитивных эффектах сообщили 25% опрошенных из сельскохозяйственной отрасли и 17% — из производства. Они назвали следующие позитивные эффекты:

  • увеличение внутреннего и международного спроса;
  • появление новых продуктов, сервисов и каналов продаж, а также новых видов доставки;
  • улучшенный доступ к финансированию.

В казахском МСБ больше всего положительных эффектов ощутили производственный и строительный секторы — 30% предприятий заявили о новых возможностях.

Среди главных негативных факторов фигурировали:

  • сокращение внутреннего спроса (40% респондентов в Узбекистане, 41% в Казахстане);
  • временное закрытие (33% / 49%);
  • потеря клиентов и срывы контрактов (22% / 26%);
  • падение международного спроса (13% / 12%);
  • трудности в поставках (13% / 14%);
  • перебои в производстве (12% / 14%).

Пути выхода из кризиса

Поиск новых покупателей стал выходом для 22% узбекских респондентов, отложенные платежи — для 12%, интернет-каналы — для 6%. В Казахстане эти показатели равняются 29%, 18% и 14% соответственно.

Только 16% МСБ из Узбекистана и 23% — из Казахстана стали проводить больше онлайн-продаж. В Узбекистане долю продаж через интернет увеличили 21% МСБ в торговле, 17% — в промышленности, 16% — в сфере услуг и только 1% — в сельском хозяйстве.

Более половины опрошенных в Казахстане и две трети в Узбекистане использовали только традиционные каналы как до пандемии, так и после. В частности, большая часть сельскохозяйственной торговли шла и идёт в оффлайн-режиме.

Государственная поддержка

В целом, меры поддержки МСБ в рассматриваемых государствах были скромнее по сравнению с финансовой помощью и льготами в развитых странах.

Так, в Узбекистане был создан антикризисный фонд на 10 трлн сумов, привлечены внешние заёмные средства, а также на 500 млрд сумов увеличен госфонд поддержки предпринимательства. Значительно сократилась нагрузка на МСБ по налогам и сборам, особенно с туристической и ресторанной отраслей.

Казахстан выделил около 300 млрд тенге ($713 млн) на поддержку бизнеса, а также предоставил гарантии по кредитам, финансовую поддержку для предприятий, не увольняющих сотрудников, и тренинги по переходу на онлайн-работу.

В Узбекистане две трети опрошенных не получали поддержки извне. 11% получали государственную помощь, 10% — от финансовых организаций, 8% — от своих семей и знакомых. В Казахстане основными источниками поддержки был ближний круг (22%), госпрограммы (17%), партнёры и клиенты (14%).

65−75% узбекских респондентов оценили уровень господдержки как достаточный. В Казахстане же помощь от государства считают адекватной меньше трети предпринимателей (31%). Меньше всего в обеих странах была довольна сфера услуг.

Рекомендации ЦАРЭС

Авторы исследования рекомендуют всем государствам увеличить внимание к развитию МСБ. В наибольшей степени это относится к Казахстану, где их доля в ВВП и обеспечении занятости остаётся низкой.

В качестве решений вопроса увеличения роли малого бизнеса предлагаются: приватизация и сокращение регулятивных преград, расширение доступа к финансам, развитие инфраструктуры, программы повышения квалификации и другие.

Властям предписывается расследовать причины низкой вовлечённости субъектов в программы господдержки, а также проводить регулярные опросы на тему их насущных проблем.

Также эксперты указывают, что кроме отсрочек по налогам, «предприниматели желают более адресных мер помощи — таких, как дешёвые или беспроцентные займы, кредитные отсрочки и сокращения налогов».

Кроме помощи для компаний, ЦАРЭС предлагает «рассмотреть меры прямой поддержки доходов населения» — это позволит сохранить спрос на товары и услуги, а значит, и удержать на плаву компании.

Аналитики отметили, что МСБ нужно скорее диверсифицировать свои каналы сбыта с упором на онлайн-продажи. Власти же должны поддержать их цифровую трансформацию через расширение доступа к интернету, поддержку (включая финансовую) новых подключений и создание новых онлайн-площадок для торговли.

Ещё одним важным моментом является доступ малых предприятий к финансам. Помимо адресной помощи, правительствам следует увеличить возможности предоставления МСБ заёмных средств — путём смягчения требований к залогам и резервам и предоставления хотя бы частичных гарантий по кредитам.

Наконец, анализ показал, что в преодолении последствий кризиса и развитии МСБ важную роль играет внешняя торговля.

В целом, ЦАРЭС рекомендует выдвинуть улучшение бизнес-атмосферы, упрощение регулирования и налогообложения для МСБ в приоритетные задачи экономической политики всех стран ЦАРЭС для обеспечения устойчивого восстановления после пандемии.

Ранее Spot писал о новых мерах поддержки узбекских экспортёров, а также о новых послаблениях для бизнеса.