Как все начиналось

На протяжении четырех лет работала маркетологом — вела проекты кофейни «Чайкоф», Gosht Group (Black star burger, Go’sht, Gosht mahalla), кулинарной школы «Казан» и образовательного центра Alpha Education.

В те времена неосознанно продюсировала — всегда уделяла значение визуальной коммуникации, часто проводила съемки, выбивала на них бюджеты.

Мне уже не хотелось днями напролет сидеть у монитора. Всегда был интерес к кампейну рекламной съемки мировых брендов, например Gucci, Nike, Adidas. Так с июля 2020 года я начала работу в качестве продюсера.

Изучила продакшен-рынок и пришла к выводу, что поле-то непаханое — рекламных коммерческих съемок делают мало.

Конечно, осознавала, что уже хорошо сформирована в качестве маркетолога. Бросить разом все и начать сначала в сфере, которая абсолютно не востребована стало шагом в никуда и этакой авантюрой. Но к счастью, я смогла и добилась значительных результатов.

О цифрах в продакшене

Видимо, когда вы чего-то сильно хотите все случается само собой. Так однажды в Instagram всплыла реклама о курсах продюсирования в Setters education.

Собственно, обучение там и стало моим первым и основным вложением. Ушло тогда порядка 10 млн сумов. За это время я поняла, что направление однозначно мое.

Верный и простой путь избежать провала — поговорить с экспертами ниши. Так по возвращению в Ташкент я сразу же обратилась за советом к двум продакшен-студиям страны — DBLA и Abstract Visuals.

Именно они уберегли меня от банкротства, посоветовав не покупать дорогую технику, а брать по началу в аренду.

Сегодня аренда оборудования для фотосъемки начинается от $10, а для видео — $100. Вкладывать в бизнес начала спустя полгода работы.

Фото: Meteora Production

В основном бюджет по сей день уходит на выплаты гонораров и личное обучение. Но при этом на прибыль удалось выйти спустя месяц.

Самые первые заказы были сразу же от крупных клиентов — сети магазинов детской обуви Vicco и пиццерии Bellissimo. Расти с низов не пришлось — нетворкинг от работы в маркетинге дал свои плоды.

Если же возвращаться к цифрам, то гонорар за фото-продакшен лично у меня в среднем начинается от 5 млн сумов, а видео — от 25 млн сумов. Но кто же такой продюсер и для чего он нужен, к сожалению, все также остается для многих вопросом.

Продюсер же решает проблему, берет на себя всю ответственность и собирает необходимую команду. Вместе с ним все картинки в голове клиента в лучшем виде воплощаются в жизнь.

Эта профессия многослойная и трудоемкая. Ее рождает борьба сложного с интересным.

О рынке и его предпочтениях

Рынок развивается медленно. Люди боятся чего-то нового, боятся экспериментов, зачастую не рискуют менять род деятельности, ограничены в идеях или вовсе не понимают, что делать.

Но сегодня я думаю, это одна из самых перспективных сфер. Буквально недавно можно было заметить мейнстрим на маркетинг и SMM, но сейчас к ним на смену приходим мы.

У нас действительно не так много специалистов, я бы сказала, что их очень мало. Год назад я как раз эту тенденцию и прогнозировала, решив для себя стать одной из первых.

Не считаю, что стою у истоков, но точно понимаю, что являюсь одной из тех, кто пытается развить это направление.

На мой взгляд, интерес к профессии как таковой будет формироваться вместе с запуском всевозможных курсов. Так курс по современной фотографии и video production уже есть в Академии медиаграмотности.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Восток — дело тонкое

Если говорить о трудностях, то это скорее проблема с оборудованием и отсутствием кадров. Я признаю, что очень капризна и требовательна, но не делаю работу для работы.

Восток — дело тонкое, а потому чаще всего клиент выбирает по концепции что-то минималистичное. А я в свою очередь пытаюсь преподнести привычный всем продукт как-то неординарно. Это выражается в выборе моделей и образов для них.

Сложно найти того, кто с тобой будет смотреть в одну сторону, а значит слышать и понимать. Сейчас у меня в штате трое сотрудников, а для себя я собрала базу фотографов, видеографов и остальных специалистов с которыми работаю по проектно. Возможно, скоро штат вновь увеличится.

Одной из моих проблем на старте было отсутствие понимания, что такое бизнес, финансовая грамотность — сложно было работать с цифрами, а еще напрочь не умела делегировать обязанности.

У меня не было и по сей день нет никакой финансовой поддержки или спонсорства. В самом начале мне просто удалось скопить небольшую сумму и начать почти, что на одном энтузиазме.

На самом деле не обязательно иметь много денег, чтобы начать что-то свое. Так как нет смысла начинать с самого дорого оборудования и еще вдобавок арендовать роскошный офис, расходуя на это последний бюджет.

Самое важное в нашем деле — не просто проводить съемку, а полностью адаптировать ее под концепцию и философию бренда.

Также я убеждена, что грамотный контент помогает наладить коммуникацию между целевой аудиторией и брендом, меняет отношение к нему, улучшает имидж компании и в целом является сильным и самым недооцененным инструментом для продвижения.

Прямиком из Лос-Анджелеса

В январе этого года появился инсайт, что рекламных фото кейсов у нас нет. Тогда мне захотелось сделать что-то интересное, что почти никто еще не делал. И ко всему прочему показать еще, что локальному бренду вполне возможно существовать вне рамок своей страны.

Поэтому я решила Пахлавону Турдиеву создателю бренда The Black Quail предложить свой концепт, он согласился, мы отправили посылкой все необходимое знакомому в Лос-Анджелесе фотографу. На моделей бюджета не было и мы нашли просто заинтересованных в этом ребят через Instagram.

Но самое главное, что абсолютно все процессы выстраивались онлайн. Именно этот кейс дал толчок развитию и узнаваемости Meteora Production. Но к сожалению, заинтересованности в таких проектах у нас здесь по сей день почти нет.


Фото: Meteora Production

Как мне удалось отснять для Calvin Klein

Я всегда интересовалась процессом съемки мировых брендов. Решила не бояться и рискнуть отснять для Calvin Klein.

Первым делом пошла в официальный филиал компании и предложила концепт бренд-менеджеру, он сказал, что если я смогу сделать фотосъемку в стилистике CK, то работы будут опубликованы на главной странице бренда в Узбекистане.

Моя работа прошла по всем требованиям концепции бренда, ее приняли и разместили. В тот момент я поняла, что могу адаптировать стилистики международных брендов.

Так мой опыт в маркетинге мне в этом очень помог в новом деле. Этот шаг позволил перестать бояться рисковать и несомненно верить в свои силы.

Планы на будущее. В планах набраться опыта за границей и там же провести съемку. Это поможет перенести их опыт и адаптировать у нас, а после выйти на мировый рынок с качественным и конкурентоспособным продуктом.


Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, пишите нам на info@spot.uz. Это бесплатно.