Узбекистан намерен приступить к строительству железной дороги Кабул-Пешавар весной 2022 года. Об этом сообщило пакистанское издание The News International.

Вопрос обсуждался во время саммита Организации исламского сотрудничества в Исламабаде. Его поднял министр иностранных дел Афганистана Амир Хан Муттаки на встрече с главой Минтранса Узбекистана Ильхомом Махкамовым.

Узбекская сторона обещала заняться подготовкой афганских кадров для дороги, которая свяжет Южную и Центральную Азию.

Железная дорога между Кабулом и Пешаваром оценивается в 573 км и $4,8 млрд. По словам представителя временного правительства Афганистана Инамуллы Самангани, реализация начнётся весной следующего года.

«Каждая страна имеет в проекте свою роль и выделит средства на строительство», — сообщил представитель Минфина Афганистана Ахмад Ваил Хакмаль.

Он добавил, что в ближайшем будущем делегация Афганистана посетит Узбекистан и обсудит технические подробности проекта.

Инициатива по строительству трансафганской железной дороги была выдвинута в 2018 году. Начать строительные работы планировали в сентябре 2021 года, однако этому помешала смена власти в Афганистане.

В результате переговоров, состоявшихся в декабре этого года, временное правительство Афганистана подключилось к проекту.

Выход к южным портам

Узбекистан в последние годы развивает южный маршрут поставки грузов — так добраться до морских портов быстрее и дешевле, чем по другим направлениям. С этой целью был создан терминал «Термез Карго Центр».

В ноябре 2021 года Узбекистан отправил через Пакистан первый транзитный груз. В свою очередь, Пакистан упростил для узбекских входящих и исходящих грузов транзит через порты Гвадар, Карачи и Касим.

Однако развитию маршрута мешает ситуация в Афганистане. Как сообщают узбекские перевозчики, раньше прохождение афганской таможни осложняла коррупция, а после прихода «Талибана» — отсутствие профессиональных навыков у проверяющих.

Как отмечал президент Шавкат Мирзиёев, запуск Трансафганской железной дороги позволит Узбекистану диверсифицировать рынки экспорта и транспортные пути, а также добиться снижения тарифов на транзит в соседних странах.

Ранее Spot писал, что Узбекистан намерен присоединиться к соглашению по совместному использованию иранского порта Чабахар.