Экономика Узбекистана хорошо справилась с пандемией, но может снова замедлиться из-за ситуации в России и Украине. Такой прогноз выдвинул Международный валютный фонд.

Миссия организации во главе с Роном ван Руденом в течение двух недель проводила консультации с узбекскими должностными лицами. Главные моменты из итогового заявления приводятся ниже.

Побочный эффект

Узбекистан относительно благополучно прошёл пандемию COVID-19, отметили в МВФ. Сделать это помогли резервы, дорогое золото и устойчивые основные показатели. За 2021 год ВВП вырос на 7,4%, а инфляция благодаря умеренно жёсткой политике ЦБ замедлилась до 10%.

Однако война в Украине и санкции против России не лучшим образом сказываются на перспективах дальнейшего развития. На фоне перебоев в торговле, дорожающего топлива и продуктов питания узбекскую экономику ожидает период волатильности.

Россия — ключевой торговый партнёр Узбекистана. Оттуда поступает значительная часть иностранных инвестиций, а также переводов от мигрантов. Их сокращение, а также упадок торговли может привести к снижению потребления и замедлению развития местной индустрии.

По прогнозу МВФ, в 2022 году ВВП Узбекистана вырастет на 3,4% вместо ожидавшихся ранее 6%. Инфляция разгонится до 12% (правительство ставило цель в 9%), дефицит текущих операций — до 9,5%.

В прогнозе преобладают понижательные риски. Это значит, что показатели могут ещё ухудшиться — например, при продолжительных боевых действиях, новой вспышке коронавируса (поэтому МВФ призывает продолжать вакцинацию), снижение роста в Китае, Турции или Казахстане.

Смягчение удара

МВФ положительно оценил решение властей сосредоточиться на сглаживании эффектов от конфликта. Основные направления — продовольственная безопасность, финансовая и макроэкономическая стабильность, поддержка уязвимых домохозяйств, безопасность каналов торговли.

Поддержка семей, лишившихся части доходов от переводов, потребует дополнительных расходов бюджета. С другой стороны, налоговые поступления снизятся — хотя их частично компенсирует доход от продажи золота, а также пересмотр приоритетов в расходах.

В этих условиях сокращение дефицита бюджета может быть скромнее планов. Если ранее планировалось снизить его до 3% от ВВП, то теперь МВФ рассчитывает на 4% — благо относительно низкий госдолг это позволяет.

Риск долгового кризиса для Узбекистана остаётся низким, в том числе благодаря международным резервам и длительным срокам погашения обязательств. Также планируется введение потолка для госдолга (60% ВВП) и лимита на дефицит бюджета.

В то же время ЦБ должен сбалансировать борьбу с инфляцией и восстановление экономики. Эксперты считают повышение ключевой ставки до 17% целесообразным для сдерживания ценового давления, но отметили низкое финансовое посредничество и высокую долларизацию экономики.

Также МВФ посоветовал ЦБ пристально следить за финансовым состоянием и ликвидностью банков. Хотя они показали устойчивость в пандемию, а рост кредитования замедлился, — сокращение торговли и переводов может вызвать рост числа проблемных долгов (NPL).

Что делать?

Одним из условий для достижения целей устойчивого развития МВФ назвал повышение эффективности бюджетных расходов, а также мобилизацию доходов. Ван Руден призвал создать стабильную пенсионную систему, которая обеспечит пожилым защиту от бедности.

Кроме того, предлагается отменить часть налоговых льгот, усовершенствовать налоговое и таможенное администрирование. Это повысит собираемость доходов бюджета и создаст условия для планируемого снижения НДС до 12%.

Создание среды для активного роста с опорой на частный сектор и множеством рабочих мест «имеет решающее значение для поглощения быстро растущей численности рабочей силы», отмечают в МВФ.

Ван Руден подчеркнул важность передачи роли драйвера создания новых рабочих мест: от госпредприятий и государственных кредитов — к малому и среднему бизнесу за счёт частных инвестиций.

Правительство приняло широкий комплекс мер по открытию рынков, отмене привилегий для госсектора и усилению конкуренции. Однако многое на этом пути только предстоит сделать, указывает эксперт.

Так, переход от разрозненных указов и постановлений к прочной, упорядоченной законодательной базе и правилам для бизнеса повысит предсказуемость и привлекательность для инвестиций. Также важно дальше укреплять права собственности и верховенство закона.

Укрепление прав землевладения и создание рынка сельскохозяйственной земли помогут фермерам с финансированием, а ускорение продажи несельскохозяйственной земли — обеспечит защиту инвесторов.

«Роль государства в экономике должна быть существенно снижена», — подчёркивается в докладе. Даже через год после начала приватизации на госсектор приходится свыше половины ВВП.

Власти намерены продолжать продажу госимущества. Этому поспособствует принятие нового закона о приватизации, призванного упорядочить продажу предприятий и банков на основе прозрачных и конкурентных процедур.

Для остающихся в госсобственности предприятий большое значение будет иметь новый закон о госсобственности, а также дальнейшее улучшение управления и финансовой отчётности в них. Реформа госбанков важна для создания здоровой банковской системы.

Ключевую роль в смягчении климатических эффектов сыграют энергетические реформы. Постепенное доведение тарифов до рыночного уровня (с поддержкой уязвимых домохозяйств) и создание независимого регулятора — ключевые условия для создания конкурентного энергетического рынка.


До МВФ о пересмотре экономических прогнозов в сторону понижения сообщали ЕБРР (до 4%), АБР (до 4,5%), Всемирный банк (до 3,6%) и Fitch (до 3,1%).

Ранее Spot публиковал мнение Зафара Хашимова о возможностях для Узбекистана в сложившейся ситуации.