Paper Planes — одно из ведущих российских консалтинговых агентств, специализирующееся на маркетинговых исследованиях, разработке стратегий и цифровизации HR-процессов.

В этом году агентство открыло первый филиал в Ташкенте. Основатель Paper Planes Илья Балахнин рассказал о планах агентства по подготовке новых специалистов, особенностях местного рынка и перспективах его развития

Точка роста для бизнеса в Узбекистане

В Узбекистане сравнительно невысокая стоимость часа рабочей силы. При этом культура работы, организации процессов производства и управления такова, что, даже несмотря на эту сравнительно невысокую стоимость, производительность за этот час сильно ниже, чем, например, в европейских странах.

Это сводит на нет конкурентные преимущества, которые дает невысокая стоимость одного часа работы сотрудника. Здесь мне видится, что главная точка роста для бизнеса в Узбекистане — повышение качества операционного и корпоративного управления, замена подходов, основанных на интуиции, подходами, основанными на точном экономическом и финансовом расчете.

На мой взгляд, если этот шаг будет сделан в ближайшее время, он может стать серьезным источником роста всей экономики.

Но в какой-то степени этот вектор развития, возможно, противоречит локальной ментальности, особенно старшего поколения, которое во многих компаниях все еще остается у руля. Это тот барьер, который нам, консультантам, предстоит перебарывать, постепенно прививая эту культуру.

В плане маркетинга рынок развивается в той части, которая касается продвижения, позиционирования и маркетинговых коммуникаций. Но в том, что связано с маркетинговыми исследованиями или стратегией — по прежнему есть куда расти.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Узбекистан достиг той стадии, когда у него есть развилка — либо остаться страной с большим количеством бизнеса, который выстроен результативно, но не эффективно, либо найти баланс между результативностью и эффективностью и совершить серьезный скачок.

При этом геополитическая ситуация каких-то тектонических изменений не принесет ни для Узбекистана, ни для соседних стран.

Хайп вокруг экспатов преувеличен

Наверняка экспаты простимулируют рост каких-то отраслей с точки зрения розничного потребления и увеличения трансграничных денежных потоков, возможно, они принесут с собой новые идеи и подходы.

Но я искренне верю, что источники роста в Узбекистане не в экспатах — они в собственных кадрах и компаниях, которые начнут более эффективно подходить к процессам организации производства.

Из большого потока мигрантов, который активно прибывает в Узбекистан, случится значительный разворот назад. Как только ситуация более или менее нормализуется, часть людей вернется на Родину.

Более того, 90% экспатов — это люди, которые не нашли себя в родной стране и ясно приехали не для того, чтобы улучшить экономику Узбекистана и как-то ее спасти. Для многих Узбекистан — это временная тихая гавань.

Компетенции этих людей мало известны на их родных рынках и на мой взгляд, их созидательная роль сильно преувеличена. Действительно, есть хорошие специалисты, но как мне кажется, они не идут путем релокации, а идут на более адекватным путем — открытием региональных филиалов.

Открытие филиала Paper Planes в Ташкенте

Мы для себя четко решили, что никакой релокации делать не будем, а откроем филиал здесь, в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Турции. Это часть бизнес-стратегии.

Наш филиал уже официально зарегистрирован в Ташкенте как Paper Planes Central Asia. А наши планы будут зависеть от того, как будет реагировать рынок. Пока он реагирует очень позитивно, мы видим интерес. Посмотрим, как он конвертируется в реальный экономический успех.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сейчас офис здесь выполняет больше представительскую функцию для ведения переговоров, перебрасываем сюда людей для проведения очных встреч с клиентами. В сентябре-октябре планируем начинать пробовать набор местных сотрудников. Так как конкретно в нашем сегменте конкуренции в Узбекистане особо нет.

Рассчитываем стать здесь поставщиками управленческой экспертизы и помочь местным компаниям развивать и себя и рынок в целом.

На текущий момент у нас семь реализованных в Узбекистане проектов в разных областях — финтех, розничная торговля, продукты питания, ресторанный бизнес, непродовольственная розница и производственные организации индустриального характера. У всех очень разные запросы.

С 2016 года в среднем у нас было по одному проекту в Узбекистане в год. В прошлом году их стало три — Payme, Toshkent Gullari, Rozmetov и коллеги из Ishonch пришли в этом году. И все эти проекты переросли в долгосрочное глубокое сотрудничество.

По многим предметным полям нам стало понятно, что только из Москвы дистанционно обслуживать клиентов практически нереально и поэтому в декабре у нас родился план экспансии в этот регион.

Поэтому открытие филиала — это не истерическая попытка перебежать из одной страны в другую. Те, кто панически убегают, редко привозят с собой большую экспертизу. Потому что для тех, у кого большая экспертиза в родных странах, ничего не поменялось, и им просто незачем куда-то бежать. Они могут развивать бизнес у себя и за пределами своего государства.

С точки зрения нашего рынка, в Узбекистане нет ни кадров, ни программ целевой подготовки. Нам целиком приходится перебрасывать рабочую силу из России сюда.

Сейчас мы планируем переговоры с министерством образования по части развития образовательных программ в университетах, нацеленных на подготовку аналитиков данных. Но это пока перспектива, надеюсь, в мае мы сумеем перейти к практическим шагам на этом поприще.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Рынок труда в Узбекистане очень тяжелый. Надо развивать кадры на уровне университетской скамьи.

Узбекистан сейчас на уровне России 7-летней давности

Но это совершенно точно преодолимый разрыв. Думаю, что на его преодоление уйдет 3−4 года. Это вопрос не отсталости, а естественных стадий жизненного цикла.

Также, нужно понимать, что Узбекистан отличается своей культурой, например, наличием базаров, то есть плохо структурированным ритейлом. Есть и свои особенности, связанные с большим количеством семейных компаний.

Во многом проблема дефицита кадров влечет за собой следующую проблему. Например, в России, если компанию кто-то основал, то очень редко бывают случаи, когда дети приходят на смену старшему поколению владельцев. Чаще всего владелец находит профессионального управленца, который отучился на соответствующих учебных программах.

Поскольку в Узбекистане сейчас такой возможности нет, дети включаются в бизнес родителей, внуки — в бизнес дедушек и бабушек, и в этом тоже есть своя специфика. Поэтому рынок немного подотстал.

Еще 5−7 лет назад я говорил, что выбирая между Узбекистаном и другими государствами Средней Азии, на мой взгляд, у Узбекистана самые большие перспективы. Несмотря на то, что на данный момент экономика того же Казахстана более развита, более цифровизованная, я искренне убежден, что Узбекистан с точки зрения частного бизнеса имеет гораздо больше перспектив. Где-то в силу нюансов ментальности, где-то в силу большей ориентации на технологии. Так как в Казахстане очень технологичные компании чаще всего с государственным или окологосударственным участием. А в Узбекистане я вижу много частного бизнеса.

Думаю, в ближайшие 3−5 лет в стране будет происходить рост влияния цифровых технологий, использования больших данных в принятии управленческих решений, развитие профессиональных управленческих команд, повышение производительности труда, а также появление должности управленца, как отдельной профессии.

Сейчас же зачастую, владельцем и управленцем компании является один и тот же человек. Но я думаю, что будет появляться больше компаний, где будет владелец, представляющий интересы (свои или акционеров), и управленец, который будет выполнять задачи владельца.

Повышение производительности труда начнет происходить либо за счет получения доступа к более совершенным технологиям, либо за счет вертикальной интеграции и создания продуктов более глубокой переработки с более глубокой добавленной стоимостью и за счет роста качества кадров, как на уровне управленческих, так и на уровне фронта.

Подготовка к новым специальностям

Мы хотим начать прямо с вузов, чтобы целенаправленно готовить студентов к новым специальностям и профессиям, связанным с аналитикой данных.

С другой стороны, совместно с коллегами из Alpha Education и другими образовательными центрами, готовим программу повышения компетенций для действующих функциональных менеджеров на стороне организации и действующих руководителей. Потому что у них часто не хватает управленческих компетенций.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сейчас активно работаем над разработкой краткосрочных и долгосрочных программ, которые были бы нацелены на формирование культуры принятия управленческих решений.

Для того, чтобы в Узбекистане произошел системный сдвиг эффективности важно работать именно над образовательными стандартами на уровне вузов, с первого курса готовить кадры к тому, как работать с данными, как управлять компанией профессионально.

Это для нас самая большая и интересная задача — попробовать сдвинуть рынок труда, дав ему принципиально новое качество специалистов.


Spot благодарит учебный центр Alpha Education за предоставление локации для проведения интервью.