На фоне боевых действий в Украине, а также расширений санкций против России, иностранные компании не просто приостанавливают работу, но и продают бизнес.

В список компаний, ушедших с российского рынка и продавших свой бизнес (либо ищущих покупателей), попали следующие.

British American Tobacco

Табачная компания British American Tobacco (Dunhill, Kent, Lucky Strike, Pall Mall, Rothmans) объявила об уходе из России. В компании отметили, что продолжат платить своим 2500 сотрудникам и приложат усилия, чтобы обеспечить их дальнейшую занятость.

Coca-Cola

По информации Reuters, дистрибьютор Coca-Cola готовится прекратить выпуск и продажу напитков в России. В заявлении компании говорится, что все его клиенты в России сейчас продают остатки запасов товара.

В России Coca-Cola HBC выпускает Coca-Cola, Fanta, Sprite, Powerade, Schweppes, Burn, воду BonAqua, соки «Добрый», Pulpy, Rich, «Моя Семья», Innocent и другую продукцию.

Между тем СМИ сообщают о создании в России аналогов Coca-Cola и Fanta. Так, «Очаково» представил напитки с названием CoolCola, Fancy и Street, а компания Megapack организует розлив лимонадов Funky Monkey.

Freedom Holding

Базирующийся в США инвестиционный холдинг, в который входит компания казахстанского бизнесмена Тимуром Турловым Freedom Brokers (бывшая Freedom Finance), 1 июня анонсировал уход из России на фоне ограничений.

Турлов выкупит российские активы, чтобы в дальнейшем провести их ребрендинг и перепродать команде топ-менеджеров. Российский рынок в ближайшее время «ждут новые вызовы», считает предприниматель.

IKEA

Один из крупнейших продавцов и производителей мебели и товаров для дома объявил о «сокращении масштаба бизнеса» и «оптимизации» персонала в России. Шведская компания продаёт все четыре российских завода — по данным СМИ, на них уже нашлось несколько претендентов.

В России находятся 17 гипермаркетов IKEA — однако они не работают с 4 марта из-за проблем с поставками. Отмечается, что выручка управляющей сетью в России компании ООО «Икеа Дом» в 2020 году составила 123,1 млрд рублей.

L’Occitane

Российский филиал французской сети косметических магазинов L’Occitane продан его топ-менеджерам.

Новыми владельцами стали генеральный директор Ростислав Коваленко с долей в уставном капитале 31% и три топ-менеджера компании. По 23% в ООО «Л'Окситан рус» теперь принадлежит директору по развитию новых брендов Ольге Сабировой, директору по логистике Алексею Шумову и финансовому директору Наталье Милехиной.

Levi’s

Levi Strauss & Co, владеющая брендом джинсовой одежды, в мае решила уйти из России. Компания прекратила поставки товаров, а их остатки планирует продать на других площадках.

Сейчас компания ищет покупателей на часть магазинов в России. Среди потенциальных покупателей — турецкая Fiba Holding A.S., которая сейчас управляет брендами Gap, Banana Republic и Marks & Spencer на российском рынке.

Lush

Британский производитель и ритейлер натуральной косметики и средств по уходу Lush ещё в апреле объявил о «списании бизнеса» в России. Ранее компания остановила поставки в страну.

Контроль над российской сетью Lush принадлежит российским бизнесменам. По их прогнозу, товарных запасов хватит на три месяца — после этого придётся сделать ребрендинг.

Marks & Spencer

Fashion-ритейлер Marks & Spencer решил полностью выйти из своего российского бизнеса. Свои убытки британская компания оценила в 31 млн фунтов стерлингов ($38,9 млн). Компанию «Марка Рус», управляющую магазинами бренда в России, купила турецкая фирма.

Marriott

Международная сеть отелей объявила о приостановке операций в России. В качестве причины в компании сослались на санкции, которые «делают невозможным продолжение работы Marriott или франчайзи отелей на российском рынке».

Компания потратила $1 млн на помощь российским и украинским сотрудникам с начала боевых действий. С 10 марта закрылся офис Marriott в Москве, а компания приостановила инвестиции и реализацию незавершённых проектов.

Miro

Платформа для совместной удалённой работы 26 мая приступила к ликвидации своего российского юрлица. Стартап с оценкой в $17,5 млрд закрыл офис в Перми — родном городе основателей — в марте. Работникам предложили работу в других офисах и помощь с релокацией.

Nokia

Финский производитель телекоммуникационного оборудования Nokia в апреле объявил об уходе с российского рынка. На Россию в 2021 году пришлось менее 2% чистых продаж Nokia, поэтому в компании не ждут, что это скажется на ее финансовых показателях за 2022 год.

Starbucks

Американская сеть кофеен Starbucks в мае объявила о выходе с российского рынка. Однако корпорация продолжит поддерживать 2000 сотрудников в России — выплатами в течение полугода и помощью с трудоустройством.

Кроме того, Starbucks обещала вернуть российским клиентам деньги с карт лояльности, через которые они со скидкой совершали заказы в кофейнях сети. Выплаты будут проводиться на карту в течение 3−4 недель после обращения.

Ранее Spot писал, что в Москве открылся первый бывший ресторан McDonald’s — после смены владельца и бренда.