Пандемия коронавируса стала толчком для развития многих сфер, в том числе образования. Локдауны, необходимость соблюдения санитарных норм и другие ограничения ускорили переход на дистанционное обучение.

Но образовательные учреждения, как и ученики, не были готовы к такому резкому переходу в онлайн. Что, соответственно, породило множество сложностей.

О том, с какими сложностями при переходе на дистанционное обучение столкнулись в Profi Training, и как решали возникающие проблемы, рассказала директор бизнес-школы Елена Алексеева на образовательной конференции «Развивайся с Профи». Spot приводит главные тезисы из выступления спикера.

Елена Алексеева,

директор бизнес-школы Profi Training.

В марте 2020 года наша бизнес-школа внедрила дистанционное обучение. Желание перейти в онлайн было и ранее — ещё в 2018 году мы проводили бесплатные вебинары, правда, на них присутствовало всего 30 человек. Тогда мы понимали, что рынок ещё не готов.

В том же году основатель школы Татьяна Шалунова ездила в Москву консультироваться по запуску дистанционных курсов. Это помогло при неожиданном запуске онлайн-формата в локдаун: мы понимали часть проблем, с которыми можем столкнуться и были готовы к ним. Среди них:

  • техническая неподкованность аудитории;
  • отсутствие навыков обучения онлайн;
  • плохая проходимость курсов;
  • отсутствие самомотивации;
  • недостаточные навыки тренерской команды проводить обучение через камеру;
  • обесценение онлайн-образования и др.

При создании видеоконтента обошлись своими силами и не нанимали людей со стороны. Видеооборудование у нас было, мы его использовали на очных конференциях, поэтому дополнительными тратами стали лишь аренда образовательной платформы и услуги на доставку (каждому участнику мы доставляем пакет индивидуальных учебных материалов до двери).

Если сравнить с оффлайном, то затраты не особо отличались, зато существенным образом отличался темп нашей работы: за 9 месяцев 2020 года наряду с платными курсами мы провели 55 бесплатных вебинаров и конференцию. В офлайне такой поток сложно было представить.

В рамках перехода на дистанционное обучение также был разработан видеокурс по МСФО по заказу Министерства финансов. Мы выиграли тендер на организацию бесплатного обучения финансовых специалистов. Было непросто, но благодаря большой тренерской команде, предыдущему опыту с онлайн-обучением, а также наличию презентационных материалов и технических специалистов, мы смогли в сентябре 2020 года запустить платформу, на которой можно было бесплатно обучаться до 31 декабря 2021 года (сейчас бесплатное обучение сохранено только на узбекском языке).

За два года с момента внедрения онлайн занятий мы сталкивались с рядом сложностей и задач. И вот как мы их решали:

Высокая вовлечённость в «операционку»

Большинство специалистов «горят» на работе, и времени у них, по сути, хватает только на семью и быт. А тут ещё учиться. Поэтому многие не могут в срок выполнять задания, в итоге бросают обучение. Мировая статистика показывает, что в зависимости от содержания занятий показатели завершения варьируются от 30% до 60%.

Мы смогли решить этот вопрос, предложив индивидуальный график обучения, не привязанный к учебной группе или дедлайнам, а также продлив срок доступа к платформе. Теперь доступ составляет от 6 до 12 месяцев, в зависимости от курса. И если раньше наш показатель дошедших до «конца» составлял 80%, то после изменения формата надеемся на цифру, близкую к 100.

Высокие цены

В связи с разработкой видеокурсов по разным направлениям появилась возможность существенно снизить их стоимость, вплоть до 400%. Здесь имеются в виду курсы, которые ученик проходит самостоятельно.

Мы работаем над контентом и совершенствуем не только подачу теории, но и дополняем ее практическим материалом. Так, один из самых актуальных курсов ДипИФР содержит разбор стандартов (МСФО) и практических задач. То есть студент может самостоятельно разобраться с материалом, потому что у него есть всё для этого: задачи, решения, видеоразбор.

Так базовый курс МСФО без поддержки тренера стоит 1 350 000 сум, а с индивидуальными консультациями — 5 200 000 сум (на 385% дороже), ДипИФР без поддержки — 2 740 000 сум, с — 8 300 000 сум (+303%).

Кроме того, учитывая сложность контента, слушателям базовых курсов (без поддержки тренера) дали возможность покупать разовую часовую консультацию.

В школе работают 42 тренера по разным направлениям (финансы, налогообложение, управление бизнесом, менеджмент, бренд-менеджмент, soft skills и др.) и у учеников есть возможность получить консультацию от любого из них. Главный аспект — стоимость этих консультаций существенно ниже, чем обратиться к этому эксперту на рынке.

Медленная загрузка видеоконтента

Несмотря на усилия властей и активную деятельность провайдеров, перебои с интернетом — не исключительный случай и его обязательно нужно учитывать при обучении онлайн.

В нашей школе обучение проходят участники из 11 стран и довольно часто — из регионов Узбекистана, где качество интернета хуже, чем в столице.

Буквально в июне 2022 года вопрос решился — мы нашли другую образовательную платформу, где минимизированы требования к скорости интернета. Мы провели тестирование в регионах и убедились, что все, кто могут смотреть видео на YouTube, также смогут воспроизводить видеоконтент наших курсов.

Боязнь оценочного суждения

К сожалению, часто студенты не могут публично задавать интересующие вопросы — смущает много факторов: что скажут другие, не хочу показаться глупым и другое. Это напрямую мешает качеству обучения, ведь человек не получает ответы на те вопросы, которые на самом деле не понял, и в дополнение — получает удар по самооценке.

Решение, которое нашла школа, — индивидуальные консультации с тренером. С одной стороны можно решить все вопросы, с другой — никто тебя не осудит.


Темпы онлайн-обучения будут только нарастать. Если выделить четыре основных тренда, которые мы планируем реализовать уже в этом году, то это:

  • спрос на более короткие, но в то же время углубленные курсы. Например, практикум по учёту аренды или выручки, интенсив по консолидации отчётности. Первые запуски таких продуктов у нас анонсированы на июль;

  • оффлайн-встречи. Эту потребность аудитории мы готовы реализовать через тематические конференции и встречи профессионального клуба. Первая встреча состоялась 29 июня, новая будет уже в следующем месяце. Также для B2B-клиентов мы практикуем комбинированное обучение, когда группа обучается дистанционно, а тренер проводит очные групповые консультации.

  • геймификация процесса обучения — стабильный тренд вот уже нескольких лет. Частично этот механизм у нас реализован для мотивации участника, однако данные вносятся вручную и лишь при переходе на новую образовательную платформу мы сможем ввести полную автоматизацию. В дополнение к этому мы разрабатываем уникальную игру, которая позволит участнику легче перейти на новую финансовую систему — иными словами, перейти с НСБУ на МСФО. Выход в свет запланирован к концу осени.

  • использование искусственного интеллекта при сдаче экзаменов. Такая возможность широко применяется в мировой практике, но у нас до сих пор, к сожалению, за экзаменуемыми наблюдает куратор.


Profi Training — аккредитованный провайдер ACCA и CIMA в части обучения, реализации учебных материалов и регистрации на экзамены. Выпускникам являются свыше 30 тыс. специалистов.