В Узбекистане вводится система господдержки для производства электромобилей и гибридных авто. Соответствующее постановление издал Шавкат Мирзиёев.

Речь идёт о налоговых льготах для производителей электротранспорта и гибридных авто, а также субсидиях для его покупателей. Как отмечается в преамбуле, решение направлено на внедрение в экономику «зелёных» технологий и сокращение атмосферных выбросов.

До 1 января 2030 выпущенные в Узбекистане электромобили и гибриды освобождаются от утилизационного сбора. Комплектующие (машинокомплекты) и запчасти к ним, а также материалы и оборудование не облагаются таможенными пошлинами.

Кроме того, в течение двух лет с начала реализации инвестпроекта производитель сможет ввозить машинокомплекты для крупноузловой сборки (CKD) или готовые авто (CBU) без уплаты таможенных пошлин и утильсбора. Число импортируемых таким образом авто может составлять 50% от организуемой мощности, максимум — 10 тысяч в год.

Покупатели-физлица смогут рассчитывать на компенсацию из госбюджета части выплат по кредиту на покупку выпущенного в Узбекистане электромобиля. Заём должен быть выдан в нацвалюте, на сумму не более 1200 БРВ (360 млн сумов).

В течение 36 месяцев после оформления кредита будет возмещаться часть процентов в пределах 10% сверх ключевой ставки ЦБ. Например, при займе в 300 млн сумов под 25% можно будет рассчитывать на компенсацию: 300 000 000 ⋅ (25% — 15%) = 30 млн сумов в год.

Льготы будут действовать при условии, что производитель локализует процессы выпуска электромобилей и комплектующих для них.

  • Через 2 года после начала реализации проекта на территории страны должна проводиться сварка минимум 50% кузова, покраска и сборка, а также испытания авто.
  • В течение 3 лет производитель также должен будет организовать на предприятиях Узбекистана выпуск стёкол, сидений, приборных панелей, внешних и внутренних пластиковых деталей, дверных покрытий и бамперов.

Госорганам совместно с «Узавтосаноат» и профильными предприятиями поручено подготовить законопроект о внедрении международных стандартов выпуска и эксплуатации электрических и гибридных авто.

Таксисты и таксопарки, перевозящие пассажиров на электрокарах и гибридных авто, до 1 января 2030 года освобождаются от пошлин за выдачу лицензий.

В ближайшие три года для госорганов и госпредприятий планируется закупить 3863 электрических и гибридных авто на 1,3 трлн сумов. Больше всего машин по плану получит МВД — 1154, за ним идут Министерство водного хозяйства (395) и «Узавтосаноат» (270).

За одиннадцать месяцев объём импорта электромобилей в Узбекистан вырос почти втрое. Росту спроса на них способствуют действующие льготы — освобождение от таможенных пошлин, акциза и транспортных сборов.

С февраля «Узавтосаноат» прорабатывает запуск совместного производства электромобилей с крупнейшим китайским игроком сферы — BYD. Тем временем завод в Фергане в 2021 году выпустил тестовую партию гибридных авто и готовится начать их серийный выпуск.

Ранее Spot писал, как планируется стимулировать развитие инфраструктуры для электротранспорта.