Более чем в трети компаний Узбекистана женщины занимают менее 10% руководящих постов или отсутствуют на них. Об этом говорится в отчёте рекрутинговой компании Get Experts.

В проведённом ею исследовании участвовали 253 человека — специалисты, топ-менеджеры, руководители, собственники местных и международных компаний. Свыше двух третей респондентов опроса составили женщины.

10% респондентов сообщили, что в их фирмах нет женщин-начальниц. Ещё 27% опрошенных сообщили, что в их руководстве не более 10% женщин, а 35% оценили их число в 11 и 30 процентов. Цифру до 50% назвали 17%, а 7% уверены, что женщины в их компании занимают большинство руководящих постов.

52% участников признали наличие карьерных препятствий для женщин в Узбекистане. В тройку наиболее распространённых барьеров, по их оценкам, вошли предвзятость к женщинам-руководительницам, вынужденные перерывы и трудности в совмещении работы и семьи.

Большинство мужчин считают конфликт между работой и семьёй главной проблемой для женской карьеры (65%), отдав второе место перерывам (61%) и третье — стереотипам относительно профессий (43%). Среди женщин чаще всего упоминались предвзятость (60%), а также вынужденные перерывы (56%) и конфликт карьеры с семьёй (52%).

Кроме того, 29% участников опроса отметили в качестве барьера «стеклянного потолка», а 12% также выделили «стеклянный лифт» для мужчин. Ещё 25% обвинили отсутствие поддержки для женщин, строящих карьеру.

По-разному опрошенные оценили соотношение оплаты труда для женщин и мужчин на схожих позициях. Из мужчин равной её считают две трети, неравной — 30%. Среди женщин, в свою очередь, большая часть (50%) отметила неравенство зарплат, а равными их назвали только 38%.

В Узбекистане респондентов, которые считают нынешние зарплаты равными для обоих полов, меньше среднего по миру. По глобальным данным аналитиков, 82% мужчин и 55% женщин заявляют о равенстве зарплат.

Политики разнообразия, равноправия и инклюзивности (equity, diversity & inclusion) в Узбекистане пока распространены слабо. 64% опрошенных сообщили, что не слышали об этом либо не имеют подобного в компаниях.

Ещё треть указала, что она есть на глобальном уровне, но внутри страны выполняется только в 23% случаев. Однако почти все опрошенные — 98% женщин, 78% мужчин — согласны с тем, что подобная политика необходима.

Для карьерного развития женщин-профессионалов участники опроса выделили ряд предложений руководству компаний. Чаще всего они называли возможности совмещения карьеры и ухода за детьми (53%), равенство зарплат (52%) и гендерное равенство при найме и продвижении (51%).

Также 45% респондентов призвали к урегулированию неравенства полов, почти столько же — к продвижению образа успешной женщины-профессионала. Каждый третий предлагает проводить программы профессионального менторства для женщин, каждый четвёртый — тренинги о гендерном разнообразии.

Помимо того, звучали предложения упора на наём женщин на менеджерские позиции (19%), внутрикорпоративных сообществ женщин-профессионалов (19%) и гендерных квот на занятие различных должностей (9%).

За последние 10 лет роль женщин в бизнесе и жизни в целом растёт, отмечает гендиректор Get Experts Ольга Шамбер. Исследования в разных странах указывают, что гендерное разнообразие менеджеров положительно влияет на финансовые показатели компаний.

Ранее Spot писал, что 11 марта в Узбекистане пройдёт первая выставка женских стартапов Tumaris.Expo.