Spot совместно аудитором Евгенией Сон продолжает серию публикаций о регистрации бизнеса. В предыдущей статье приводили чеклист, состоящий из семи пунктов — это весь путь, который начинающий предприниматель проходит при регистрации бизнеса.

Один из шагов — выбор организационно-правовой формы. Разбираемся в нем подробнее:


индивидуальный предприниматель, ооо, самозанятые

Евгения Сон,

аудитор, совладелец бухгалтерской компании Yaran Consulting.

На сегодняшний день наиболее актуальны три организационно-правовые формы: самозанятость (СЗ), индивидуальный предприниматель (ИП) и общество с ограниченной ответственностью (ООО).

У каждой формы есть свои минусы и плюсы, наиболее подходящую форму можно выбрать, зная особенности каждой из них.

Самозанятость

Это самая новая форма для ведения бизнеса. Деятельность самозанятых регламентируется соответствующим положением.

Мы всегда рекомендуем начинающим предпринимателям начинать бизнес в качестве самозанятых, а если дело набирает обороты — переходить к более сложным организационно-правовым формам.

Плюсы самозанятости:

  • Очень простое налогообложение: нужно платить только социальный налог — в год 1 БРВ (на момент публикации — 300 тыс. сумов) . Все бизнес доходы самозанятого не облагаются налогом на доходы физических лиц;
  • Нет налоговой и финансовой отчетности, не нужно вести бухгалтерский учет;
  • Самозанятый имеет право работать как с физическими, так и с юридическими лицами;
  • С марта 2023 года предприниматели могут брать на работу самозанятого в качестве надомника, используя льготы и самозанятого лица, и надомника;
  • Самозанятый также имеет право оказывать услуги иностранным физическим и юридическим лицам;
  • Начисляется трудовой стаж;
  • Можно работать на дому, нет обязательного требования к получению юридического адреса.

Минусы самозанятости

  • Ограниченное количество видов деятельности — 97 (полный список тут);
  • Самозанятый не должен работать по найму или быть индивидуальным предпринимателем. Но можно быть учредителем в других ООО;
  • Нельзя принимать на работу сотрудников.

Индивидуальный предприниматель

Эта форма существенно развилась за последние 5−7 лет. Если раньше это была самая простая и ограниченная форма, то сейчас это полноценный участник рынка.

Мы рекомендуем начинающим предпринимателям запускать бизнес в качестве ИП, так как такая форма достаточно легка и недорога в обслуживании, а если бизнес не пойдет, то ИП очень быстро ликвидировать.

Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью на основе личного имущества.

Отдельно хочу обратить внимание, что ИП несет полную личную материальную ответственность по своим обязательствам. То есть если бизнес не пойдет, возникнут долги — ИП будет рассчитываться по ним своим личным имуществом. Для сравнения: долги ООО покрываются за счет имущества ООО, учредители не несут ответственности личным имуществом.

Регистрируется ИП по месту жительства, работать также разрешено по месту жительства если позволяют условия. Однако для розничной торговли обязателен отдельный юридический адрес, где будет осуществляться деятельность.

Индивидуальный предприниматель может брать на работу до пяти человек вне зависимости от формы деятельности. Как и самозанятость ИП ограничена видами деятельности, их всего 88. ИП может работать как с физическими, так и с юридическими лицами, а также заниматься импортом и экспортом.

Многие начинающие предприниматели открывают бизнес с партнерами, это легче и финансово, и психологически. Но, к сожалению, в этом случае не подойдет эта форма, так как владельцем ИП и его руководителем может быть только один человек.

Вся выручка индивидуального предпринимателя после уплаты налогов остается в его собственности для распределения по своему усмотрению. Можно потратить на закуп материалов, покупку услуг как для бизнеса, так и для собственных нужд, а можно вывести оставшиеся деньги в качестве прибыли в любое время.

В отличии от ООО в ИП нет налога на дивиденды и не нужно ждать минимум один квартал для распределения дивидендов.

Налогообложение и отчетность для ИП бывает упрощенная и общеустановленная. При годовом обороте до 100 млн сумов можно обойтись без бухгалтера, так как налоговую отчетность предоставлять не нужно, а платить фиксированный налог можно с легкостью через личный кабинет на my.soliq.uz

При обороте более 100 млн сумов рекомендуем все-таки нанять бухгалтера или обратиться в бухгалтерскую компанию.

Резюмируя плюсы ИП:

  • Нет налога на дивиденды;
  • Недорого в содержании;
  • Регистрация по месту жительства, не нужен отдельный юридический адрес;
  • Легко закрыть;
  • При обороте до 100 млн сум можно обойтись без бухгалтера.

К минусам ИП можно отнести:

  • Ограниченное количество видов деятельности — 88;
  • Полная материальная ответственность;
  • Не получится работать в партнерстве.

Общество с ограниченной ответственностью

ООО одна из самых популярных организационно-правовых форм, так как практически нет ограничений по характеру и организации деятельности.

Разрешены любые виды деятельности, в том числе экспортные и импортные операции. На некоторые виды деятельности необходимо дополнительно получить лицензии, разрешительные документы.

Учредителями ООО могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные. Количество учредителей — от 1 до 49 участников. Полномочия, права и обязанности учредителей прописаны в Законе «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также можно дополнительно описать их в учредительных документах.

Руководителем ООО может быть любое физическое лицо, не обязательно, чтобы им был один из учредителей.

Размер уставного фонда ООО не ограничен законодательством, учредители самостоятельно определяют размер и условия его формирования. На консультациях мы рекомендуем для расчета размера уставного капитала учитывать расходы ООО примерно на 6 месяцев.

ООО может принимать на работу сотрудников без ограничения в количестве, не только по трудовым договорам, но и по договорам гражданско-правового характера. Также допускается работать с индивидуальными предпринимателями и самозанятыми.

Налогообложение, документооборот, налоговая, финансовая и статистическая отчетность в ООО посложнее, поэтому рекомендуем сразу нанять бухгалтера или обратиться в бухгалтерскую компанию.

Прибыль, которую можно распределить в качестве дивидендов, распределяют ежеквартально, ежегодно, в соответствие с уставом ООО и решением его учредителей. Распределенные дивиденды облагаются дополнительно налогом на дивиденды.

Резюмируя к плюсам ООО можно отнести:

  • Разрешены любые виды деятельности;
  • Можно нанимать сотрудников без ограничения в количестве;
  • Учредители не отвечают личным имуществам по обязательствам ООО.

Минусы ООО:

  • Ждать дивидендов нужно минимум квартал;
  • Налог на дивиденды;
  • Необходима бухгалтерская служба.

В следующей статье углубимся в тему налогообложения.