ati.su, логистика

Фарид Вахидов,

директор узбекистанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

Евразийский банк развития (ЕБР) в своем докладе «Экономика Центральной Азии: новый взгляд» предлагает пересмотреть роль центральноазиатских государств.

Узбекистан и соседние страны за последние годы достигли заметного прогресса в развитии, кроме того кардинально поменялся внешний контекст. Сегодня регион не должен восприниматься периферией Евразии — находясь в центре континента, он приобретает стратегическое значения для развития всей его экономики.

Остановимся на основных тезисах доклада и попробуем определить, какие перспективы открываются для транспортно-логистической отрасли Узбекистана в связи с новым взглядом на Центральную Азию.

Основные тезисы

  • Среднегодовой темп экономического роста Узбекистана с 2012 года составил 5,9% в год — в мировом масштабе показатель впечатляющий. Развивающиеся страны в это же время росли со средним темпом 5,3%, а мир в целом — на 2,6% ежегодно.

  • За 20 лет население Узбекистана — самого густонаселенного государства региона — выросло на 42%, ВВП — в 4 раза, внешнеторговый оборот — в 6 раз.

  • В отличие от многих развитых стран население Центральной Азии быстро растет, что формирует емкий рынок сбыта и большой пул трудовых ресурсов. Согласно оценкам ООН, до 2040 года ежегодный демографический прирост в странах ЦА в среднем составит 1,1%.

  • В предыдущие годы основным экономическим партнером стран ЦА выступала Россия. Сейчас конкуренцию ей во внешней торговле составляет не только Китай, но и Турция, Индия, Южная Корея. За 20 лет объем товарооборота Узбекистана с Китаем вырос в 100 раз. В 2022 году активизировалась торговля с Южной Азией — Пакистаном и Индией. Кроме того, растет взаимная торговля стран региона: одним из ключевых партнеров Узбекистана сегодня является Казахстан.

  • Один из главных вызовов для стран Центральной Азии — отсутствие выхода к морю. Например, Узбекистан расположен на двойном удалении от мирового океана (для выхода к нему нужно пересечь как минимум две страны). Это ведет к избыточным транспортным издержкам и, соответственно, сдерживает рост внешней торговли и экономики.

  • Точка роста для экономики ЦА — развитие транзитного транспортного потенциала и формирование Евразийского транспортного каркаса, соединяющего Европу, Китай, Россию, Ближний Восток и Южную Азию.

Барьеры для развития логистики

Сложности можно разделить на непреодолимые — это географические особенности региона, и те, которые можно и нужно исправить.

Так, к первой группе относится отсутствие выхода к мировому океану — а значит, наиболее короткого и дешевого доступа к глобальному рынку. Кроме этого, находясь в центре континента, страны региона удалены от крупных торговых центров в Китае, России, Европе, Южной Азии. Поэтому международная торговля сопряжена с довольно высокими транспортными издержками. Горный ландшафт усложняет и делает дороже строительство дорожной сети.

Но в географическом положении стран ЦА есть и преимущества: через них проходят маршруты, соединяющие Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Именно сейчас регион получил уникальную возможность развития своего географически-определенного транзитного потенциала.

Другие барьеры — преодолимы. Речь идет о сложных процедурах пересечения границ и несогласованности регуляторной среды стран региона, недостаточном проникновении транспортных сервисов и низкой автоматизации логистических процессов, проблемах с качеством дорог и транспортной инфраструктуры.

Партнерство и связность

Специалисты ЕБР говорят о необходимости формирования Евразийского транспортного каркаса — благодаря ему центральноазиатские государства будут связаны друг с другом и с внешними торговыми партнерами. Это даст заметный толчок для экономического развития региона.

В Узбекистане на высшем уровне понимают важность интеграции в мировую логистику. Стратегия развития транспортной системы до 2035 года уделяет особое внимание обеспечению транспортной связанности внутри страны, а также формированию транспортных коридоров, которые обеспечат для узбекистанских грузов выходы к морским портам третьих стран и свяжут страну с Китаем, Россией, Афганистаном, Ираном, Туркменистаном, Турцией и Индией.

Евразийский транспортный каркас в ЦА уже практически сформирован. Это транспортные коридоры и маршруты, пересекающие регион, которые уже работают или строятся. В последние годы в Узбекистане развернуто масштабное дорожное строительство. При этом на республику приходится наибольшая доля автодорожной сети — 85,5 тыс. км дорог с твердым покрытием (это больше, чем в Казахстане).

Важнейшее значение для всей Центральной Азии имеют грузоперевозки по автомагистрали из Узбекистана в Китай через Кыргызстан (Андижан — Ош — Иркештам — Кашгар). Необходимо продолжать развитие этой трассы.

Есть несколько не менее значимых проектов. Например, Казахстан и Узбекистан договорились о начале строительства с 2025 года автомобильной и железной дорог Кызылорда — Учкудук. На средства АБР осуществляется создание экономического коридора Шымкент — Ташкент — Худжанд, направленного на упрощение торговли и грузовых перевозок между Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

Узбекистану стоит подключиться к развитию маршрута ТМТМ (Транскаспийский международный транспортный коридор, который соединяет Европу и Китай через Каспийское море и Турцию), а также коридора «Север — Юг», который позволит увеличить объемы перевозок на рынки Южной Азии, через Туркменистан и иранские порты.

Технологии в помощь

Для решения этих задач необходимо:

  1. Наладить тесное сотрудничество стран ЦА — важны усилия со стороны каждого государства. Например, чтобы совместно модернизировать и повысить пропускную способность пограничных пунктов, договориться об удобных таможенных процедурах. Для «бесшовных» перевозок необходима цифровизация транспортных и логистических процессов. Например, внедрение электронных накладных и таможенных документов, развитие сервисов автоматической идентификации и отслеживания грузов.

  2. Поддерживать конкуренцию в отрасли. Этого можно достичь, стимулируя перевозчиков и грузовладельцев выходить на открытый рынок, то есть использовать для организации логистики онлайн-площадки и цифровые сервисы. Они предназначены для поиска партнеров, проверки их репутации, автоматизации рутинных операций таких как выбор подрядчика и отслеживание доставки. Как итог — повысится качество услуг и будут появляться новые удобные сервисы.

Без формирования эффективной системы транзитных перевозок страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, будут отставать от стран, которые такой выход имеют, в среднем на 20% — такие данные приводит ООН.

Чтобы в полной мере интегрироваться в мировой рынок необходимо развитие и совершенствование автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, упрощение процедур пересечения границ. При этом действовать нужно согласованно и использовать имеющиеся в мировой практике технологии автоматизации логистических процессов.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.