Глава Центра развития перспективных технологий — разработчика системы маркировки товаров — Михаил Дубин дал интервью ТАСС на выставке «Иннопром. Центральная Азия».

В разговоре затрагивались особенности внедрения маркировки в Узбекистане. Внедрение и запуск технологии оператором CRPT Turon произошли довольно быстро — такие скорости наблюдались «не во всех странах», отметил топ-менеджер.

Сейчас в стране налажена маркировка пяти товарных групп — в том числе бытовой техники, чего пока нет в странах ЕАЭС. Летом ожидается запуск маркировки воды и безалкогольных напитков.

Внедрение маркировки позволяет увеличить поступления в бюджет от налогов и акцизов, заявил Дубин. Так, по расчётам компании собираемость табачного акциза по итогам текущего года вырастет на 20% к моменту запуска.

Также это позволяет вывести рынки продукции из тени. По данным ЦРПТ, число легальных компаний в сфере торговли табачной продукцией выросло на 29%, производителей алкоголя и пива — на 27%.

Кроме того, маркировка помогает снизить объём фальсификата и организовать общественный контроль за качеством и безопасностью товара. Это делается через приложение Asl Belgisi, которое сейчас насчитывает 600 тысяч пользователей — в 6 раз больше, чем в начале года.

В приложении можно автоматически отправить жалобу на некачественный товар в надзорные органы. ЦРПТ также проинтегрировал Asl Belgisi с российским приложением «Честный ЗНАК», чтобы покупатели могли проверять узбекистанскую продукцию.

Сейчас ЦРПТ ожидает договорённости о взаимном признании кодов РФ и Узбекистана, чтобы дать возможность транспортировки товаров без повторного их маркирования. Начать предполагается с фармацевтической продукции.

По словам Дубина, от маркировки выигрывает и местный бизнес. Компании получают доступ к подробной информации о производстве и передвижении их товара, а также за счёт цифровизации акцизов смогут сэкономить средства.

Например, отказ Узбекистана от бумажных акцизных марок для местного вина сократит расходы местной алкогольной отрасли почти на 20 млрд сумов. Табачные компании за счёт цифрового акциза сэкономят около 11 млрд сумов.

Ранее Spot писал, что российская «Эконива» начала поставки молочной продукции в Узбекистан.