Кабмин утвердил порядок обязательной маркировки бутилированной воды и безалкогольных напитков. Постановление опубликовано в базе Lex.uz.

Маркировка в системе Asl Belgisi, а также меры по обеспечению её соблюдения будут вводиться поэтапно в течение 2023−2024 годов. При реализации проекта будет учтён опыт пилотного проекта, проводившегося годом ранее.

Требование маркировки вступит в силу как для местных производителей, так и для импортёров:

  • для первой группы (газированной либо негазированной воды, напитков, а также неферментированных подслащённых фруктовых и овощных соков, кроме виноградного) — с 1 июля 2023 года;
  • для второй группы (воды и напитков в металлической таре) — с 1 августа 2024 года.

Ранее начало маркировки было назначено на 1 октября 2022 года. Компании по производству напитков должны будут минимум за три месяца до даты начала маркировки подписать договоры по поставке необходимого оборудования.

Кроме того, в течение 9 месяцев они должны будут внедрить агрегированные коды для партий товара. Импортёры воды и напитков будут должны отражать агрегированный код партии в грузовой таможенной декларации с июля 2023 года.

После начала каждого этапа продавцам даётся 6 месяцев, чтобы распродать остатки немаркированных напитков.

CRPT Turon бесплатно предоставит коды маркировки для негазированной воды, выпускаемой на территории Узбекистана в бутылках объёмом до 0,5 литра.

Узбекистан анонсировал введение цифровой маркировки товаров в конце 2018 года. Летом 2019 года стал известен оператор системы — ЦРПТ «Турон», принадлежащий холдингу USM Алишера Усманова и «Ростеху» (ранее ему доверили эту же функцию в России).

Первыми под маркировку попали сигареты и алкоголь под предлогом опасности контрафакта. В 2020 году ГНК анонсировал её расширение на прохладительные напитки, лекарства и бытовую технику — для борьбы с теневой экономикой.

Летом 2021 года производители обращались с просьбой приостановить внедрение маркировки, сославшись на удорожание продукции и неудачный опыт других стран. В CRPT Turon их опасения назвали «мифом».

С сентября того же года заработал пилотный проект по маркировке бытовой техники. Введение обязательной маркировки для неё началось 15 апреля и будет проводиться в три этапа. Один код стоит 68 сумов (без НДС).

Ранее Spot сообщал о планах ввести маркировку для ковров, автозапчастей и шин.