Продукт-менеджер Евгений Кан поделился опытом работы в компании Payme, в задачи которого входит запуск новых финансовых сервисов, соответствующих запросам пользователей. Также рассказал о разнице продукт- и проект-менеджмента и какими навыками должен обладать человек этой профессии.
Расскажите о своем опыте
В 2016 году я окончил MBA и после был приглашен в финтех компанию на должность CEO, проект был связан с финансированием сегмента underbanked (сегмент людей с не полной кредитной историей и с ограниченным доступом к финансовым услугам), достижением моей работы было успешная продажа компании европейской компании.
Далее я проработал в группе Forte. Forte — это один из крупнейший банков Казахстана, там я занимался разработкой платформ по финансированию и созданию микро финансовой организации. Ну, а затем я был приглашен в Узбекистан, изначально в другую финтех компанию, но итоге я в Payme.
Продукт менеджмент в IT, что это в целом?
Продукт менеджмент в финтехе — это тот, кто управляет разработкой продуктов финансовых технологий, таких как мобильные банковские приложения или системы онлайн-платежей и так далее. Они работают с командами дизайнеров, разработчиков, аналитиков и маркетологов, чтобы создать продукт, отвечающий потребностям клиентов и бизнес-целям.
Мы в Payme исследуем потребности наших пользователей и тенденции рынка, особенности и функциональность, а также контролируем разработку и запуск продуктов. Простыми словами, продукт-менеджер в финтехе подобен маленькому CEO, координирующему разные команды для создания и запуска слаженного и успешного продукта или сервиса.
Сильно ли отличается система финтех в Казахстане и Узбекистане?
Финтех-системы в Казахстане и Узбекистане имеют некоторые сходства, но также и заметные различия. В Казахстане быстро развивается финтех-индустрия, растет количество стартапов, предлагающих различные услуги, такие как платежные системы, онлайн-кредитование и мобильный банкинг.
Правительство поддерживает финтех, внедрило политику и правила для поощрения его роста. Например, Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) был создан в 2018 году для продвижения инноваций в сфере финансовых услуг и привлечения инвестиций.
Казахстан также имеет развитую банковскую систему с высоким уровнем проникновения карточных и мобильных платежей.
В Узбекистане также развивается финтех-индустрия, она находится на этапе становления и развитие отрасли началось позже, чем в Казахстане.
Правительство в Узбекистане довольно активно поддерживает финтех индустрию, особенно последние года мы можем заметить, что идет бурное развитие электронной коммерции и финансового сектора.
Да и в целом, открытие IT-парков по всем областям, программы развития хорошо отражаются на развитии IT-индустрии Узбекистана.
Также, важный бустер финтеха в Узбекистане — интерес со стороны зарубежных и местных инвесторов и предпринимателей к технологиям, и возросший спрос со стороны пользователей, поэтому те результаты, что у соседних стран заняли пять лет, Узбекистан пройдет путь на много быстрее.
Сложно ли вливаться в финтех культуру Узбекистана?
Я всегда следил за финтех рынком Узбекистана, очень часто бывал тут в командировках, изучал законодательную базу и паттерн людей, все эти знания позволили мне быстро погрузиться в специфику финтех индустрии Узбекистана. Также, фундаментальные принципы одни, но важно обращать внимание на законодательные нормы и на правила регулятора.
Большим плюсом было для меня ясные стратегические цели и миссия Payme, все это очень коррелируют моими принципами и правилами по построению продуктов и сервисов.
Как вам в целом в Узбекистане?
Жизнь в Узбекистане имеет свои преимущества. Прежде всего, это гостеприимство местных жителей, которые всегда рады гостям и готовы поделиться своей культурой и традициями. Кроме того, Узбекистан богат своей историей, архитектурой и кулинарией, выделяю отдельно, что Ташкент город очень комфортный и зеленый.
Есть ли разница в работе в Payme с предыдущими местами работы?
Я рад быть частью Payme, тут я чувствую себя воодушевленно и гармонично, а еще здесь есть определенные вызовы для достижения целей и задач, а я очень люблю вызовы.
Мы все победители по натуре. Менеджмент всегда поддерживает тебя и выделяет все необходимые ресурсы для качественного выполнения работы. Проработав недолгое время в Payme, я смог увидеть сильные стороны компании и области для роста.
Одной из сильных сторон Payme является ее сосредоточенность на миссии. У нас есть четкое видение и стратегия для достижения целей, и эта направленность позволяет развивать свои текущие продукты, разрабатывать новые продукты и сервисы.
Кроме того, в Payme работает очень талантливая и перспективная команда, увлеченные своей работой. Присутствует отличная культура достижения целей, будь это запуск новых продуктов или же личностное саморазвитие.
У нас много сильных сторон, но есть и области, требующие улучшения. Большая проблема, с которыми сталкивается Payme — это не хватка человеческих ресурсов, которая влияет на скорость создания наших продуктов и сервисов. В целом, я думаю, эта проблема есть у других компаний тоже, кадровый голод есть везде. Поэтому мы всегда открыты к талантливой молодежи. Всегда Welcome.
В целом, мне очень нравится работать Payme и я вижу свой дальнейший рост в компании. Мы будем продолжать оказывать положительное влияние на индустрию финансовых технологий в Узбекистане.
Какая обратная сторона работы продукт-менеджера?
Как и любая другая работа или роль, работа менеджером по продукту в финтехе имеет свои недостатки. Вот несколько потенциальных недостатков роли:
- Среда высокого давления. Fintech — это высококонкурентная отрасль с быстрым ростом, а это означает, что менеджеры по продуктам могут испытывать сильное давление, чтобы быстро получать результаты. Это может вызвать стресс и потребовать значительного объема работы за пределами обычного рабочего времени.
- Балансировка приоритетов. Менеджеры по продуктам в финтехе должны сбалансировать потребности клиентов, заинтересованных сторон и бизнес-цели компании, что может быть непросто. Иногда могут быть конкурирующие приоритеты, которые требуют сложных компромиссов и решений.
- Нужно быть в курсе событий. Финтех-индустрия постоянно развивается и менеджеры по продуктам должны быть в курсе последних технологических тенденций, изменений на рынке, чтобы продукт оставался конкурентоспособным и соответствовал требованиям.
- Обратная связь с клиентами. Продукты Fintech часто хорошо заметны и вызывают множество отзывов клиентов, как положительных, так и отрицательных.
Таким образом, работа менеджером по продукту в финтехе требует высокого уровня навыков, самоотверженности и гибкости.
Теоретически каждый может стать менеджером проекта, обладая нужными навыками, знаниями и опытом. Всегда можно развиваться при правильном обучении и практике. Всему можно научиться.
Hard скилы для продукт-менеджера:
- Анализ данных. В финтех главное — умение правильно читать цифры и принимать решения.
- Дизайн UX/UI. Чтобы продукт был одновременно функциональным, эстетически привлекательным и простым для дорогих пользователей.
- Технические навыки. Хотя вам не нужно быть опытным разработчиком, понимание технических аспектов и процессов разработки финтех-продукта может помочь вам эффективно общаться с разработчиками и принимать обоснованные решения.
- Финансовая грамотность. Понимание финансовых концепций и терминологий имеет важное значение для менеджеров по продуктам в сфере финансовых технологий. Для примера собрать юнит-экономику.
- Юридические аспекты. Продукты Fintech подпадают под действие различных нормативных требований, где на уровне концепций продукта нужно знать какие коллизии могут возникнуть.
Люди путают часто продукт- и проджект-менеджмент, в чем разница?
Продукт-менеджер активный и клиентоориентированный, с высоким уровнем самомотивации, инициативы и способности быть независимым. Он отвечает как за планирование продукта, так и за ключевые показатели эффективности продуктового бизнеса.
Несмотря на то, что обязанности менеджеров проектов и менеджеров по продуктам в финтехе могут частично совпадать, есть и некоторые ключевые различия:
- Фокус. основное внимание менеджера проекта уделяется успешному завершению проекта, а основное внимание менеджера по продукту — общему успеху и прибыльности продукта.
- Сроки. менеджер проекта обычно отвечает за управление конкретным проектом с установленным графиком, тогда как менеджер по продукту отвечает за разработку и развитие продукта в течение длительного периода.
- Объем. менеджер проекта отвечает за управление различными задачами и действиями, необходимыми для завершения конкретного проекта, а менеджер продукта отвечает за общую стратегию, видение и дорожную карту продукта.
- Заинтересованные стороны. менеджер проекта работает в тесном контакте с командой для завершения проекта, а менеджер по продукту тесно сотрудничает с более широким кругом заинтересованных сторон, включая клиентов, разработчиков, маркетологов и руководителей, чтобы обеспечить успех продукта.
- Метрики. Менеджер проекта обычно сосредотачивается на метриках, связанных с завершением проекта, таких как сроки, бюджет и качество, а менеджер по продукту сосредотачивается на метриках, связанных с успехом продукта, таких как удовлетворенность клиентов, скорость внедрения и доход.
Продукт-менеджер ― это больше технарь или гуманитарий?
В финтехе роль менеджера по продукту требует баланса технических и гуманистических навыков и большим плюсом будет знания в области финансах.
Если продукт не добьётся успеха, во всём обвинят продукт-менеджера?
Я как человек с повышенной персональной ответственностью скажу — да. В большинстве случаев, если продукт не пользуется успехом, в некоторой степени ответственность будет нести менеджер по продукту.
Менеджеры по продукту несут ответственность за определение стратегии продукта, создание дорожной карты и выпуск успешного продукта на рынок. Если продукт не отвечает потребностям клиентов или не приносит дохода, скорее всего, ответственность будет нести менеджер по продукту.
При этом, отказ продукта может произойти по разным причинам, таким как изменения рынка, конкуренция или непредвиденные обстоятельства. В таких случаях важно, чтобы менеджер по продукту сообщил о причинах сбоя и предпринял действия, чтобы предотвратить сбои в будущем.
А есть ли такой кейс, которым вы можете поделиться?
Во время пандемии Covid мы внедряли новые процессы цифрового онбординга для малого среднего бизнеса в одном из Казахских банков. Когда реализовался проект мы разместили в платформу раздел с пожеланиями и отзывами. Это было сделано для получения обратной связи по платформе и сбора информации по болям наших пользователей. На основании анализа информации мы выявили для себя несколько болей малого среднего бизнеса, это:
- нехватка оборотных средств;
- проблема оптимизация денежных потоков;
- последние отчеты в режиме реального времени;
Эти данные позволили нам проводить Cust Dev (исследование потребностей клиента с помощью проведения специальных «глубинных» интервью) и более глубокие интервью с собственниками.
Одним из вариантов использования Big Data (больших данных) для создания новых финтех-продуктов для малого и среднего бизнеса (SMB), стала разработка платформы виджета финансового управления, которая помогала малым и средним предприятиям оптимизировать свои денежные потоки.
Платформа может собирать и анализировать данные из различных источников, таких как банковские выписки, бухгалтерское программное обеспечение и история транзакций, чтобы получить представление о финансовых показателях компании. Например, мы могли анализировать приток и отток денежных средств для прогнозирования будущих денежных потоков, выявления областей перерасхода и предложения мер по сокращению расходов.
Кроме того, платформа могла бы предоставлять практические рекомендации, которые помогали малым и средним предприятиям лучше управлять своими финансами, создавать автоматический календарь платежей и возможность получения финансирования от банка с предварительно одобренный лимитом.
Еще платформа могла бы предоставляет такие функции, как настраиваемые информационные панели и отчеты, автоматическое управление счетами и оповещения в режиме реального времени, чтобы помочь малым и средним предприятиям оставаться в курсе своих финансовых показателей.
В итоге, используя большие данные и передовую аналитику, этот финтех-продукт дал малым и средним предприятиям принимать обоснованные финансовые решения, оптимизировать свои денежные потоки и в конечном счете, развивать свой бизнес более эффективно и появилась возможность получать финансирование.
На правах рекламы.