Шавкат Мирзиёев проводит совещание по вопросам реформирования железнодорожной отрасли, сообщил пресс-секретарь президента Шерзод Асадов.

Глава государства обратил внимание на низкую конкурентоспособность железных дорог. За последние годы внутренние грузоперевозки выросли на 30%, а в отдельных регионах — в 1,5 раза. Однако на поезда приходится только 5% их объёма.

В экспорте железные дороги также проигрывают автотранспорту — по ним из Узбекистана вывозится только 45% товаров. Обычно в удалённых от морей странах рельсовый транспорт считается самым доступным и удобным, отметил глава государства.

Зуфар Нарзуллаев, в июле назначенный главой «Узбекистон темир йуллари», обозначил проблемы сферы. Речь идёт о низкой рентабельности ряда структур, отсутствии условий для частного сектора, коррупции при продаже билетов, устаревшем подвижном составе и т. д.

Доходы некоторых железнодорожных станций не покрывают их расходов. Например, на станции Назарбек логистическая структура УТЙ получает в четыре раза меньше прибыли с 1 га, чем частные предприятия по соседству (277 млн сумов против более чем 1 млрд).

Поручено привлечь к процессам на станциях частный бизнес и направить в инфраструктуру дополнительные инвестиции.

Также на совещании предложили рассмотреть возможности вынести грузовые станции за пределы крупных городов. Это позволит снизить нагрузку на железные и автодороги, а также поспособствует развитию других районов.

Цифровизация сферы продвигается медленно — за первые семь месяцев 2023 года только 8% грузоперевозок и 43% пассажирских билетов были оформлены онлайн. Отмечалась проблема с инфраструктурой вокзалов, в том числе отсутствие торговых и сервисных точек.

Президент поддержал предложение реорганизовать УТЙ в холдинг. Структуры по обслуживанию инфраструктуры, грузовым, пассажирским перевозкам и обслуживанию вокзалов планируется выделить в отдельные компании.

Ранее Spot писал, что ряд поездов из-за ремонта путей будет отправляться с Южного вокзала Ташкента вместо Северного.