В последние годы в Узбекистане стало значительно популярнее дистанционное банковское обслуживание. Об этом говорится в отчёте группы экспертов по инициативе Mastercard (копия есть у Spot).

Если на 2018 год по стране насчитывалось около 8 млн пользователей онлайн-транзакций, то в 2022 году их число достигло 30 млн. Только за предыдущий год объём транзакций через онлайн-кассы составил $14 млрд или в 1,5 раза больше, чем годом ранее.

Популярность расчётов по QR-коду росла ещё быстрее. В прошлом году ими пользовалось 63 тыс. человек — в четыре раза больше по сравнению с 2021 годом, — а платежи выросли с $1,4 млн до $17 млн.

Одним из факторов роста стала пандемия COVID-19 и её влияние на потребительские привычки. Высокий спрос на онлайн-платежи стимулировал развитие цифровых финансовых услуг, отмечают аналитики.

Более глубокое проникновение доступа к интернету способствовало распространению финтех-приложений. За последние пять лет число пользователей интернета среди узбекистанцев ежегодно росло в среднем на 14%, абонентов мобильной связи — на 7,8%.

Поворот банков в сторону цифрового сервиса также стал следствием госполитики. С 2020 года правительство приняло стратегию реформирования банковского сектора, призванную повысить его эффективность и снизить государственное участие в нём.

Кредитные учреждения получили стимул к диверсификации кредитных и депозитных портфелей. Для привлечения розничных клиентов, малых и средних предприятий они внедряют новые сервисы и продукты.

За последние четыре года число банковских карт в обращении увеличилось почти на 79% — с 19 млн до 34 млн. Особенно активный рост наблюдался в 2020 и 2022 годах (плюс 6 млн и 7 млн соответственно).

Демографическая ситуация указывает на потенциал для местного финтех-рынка в ближайшие годы. Более половины жителей Узбекистана находятся в трудоспособном возрасте, а высокая доля молодого населения благоприятна для новых банковских продуктов.

Кроме того, доход на душу населения только за последние пять лет вырос более чем вдвое — до $320 в месяц. В Mastercard ожидают, что подъём благосостояния и урбанизация поспособствуют дальнейшему развитию финтех-сферы.

Ранее Spot писал, какие есть возможности и риски на рынке электронной коммерции в Узбекистане.