С 2018 года Spot рассказывает о предпринимателях, которые строят бизнес в самых различных областях. Среди них немало женщин. Почитать про них можно тут, тут, тут.

На этот раз в спецпроекте к 8 марта автор рубрики «Цена провала», независимый советник по связям с общественностью, предприниматель Мадина Рузматова исследует локальный бизнес-климат для женщин и проверяет гендерные стереотипы о том, что большие и серьезные позиции в компаниях в патриархальной Центральной Азии принадлежат исключительно мужчинам.

Мы расскажем про самые фактурные истории женщин в найме в Узбекистане. Это не будут истории успеха или провала, мы покажем будни женщин на управляющих позициях, зададим неудобные вопросы о провалах, выясним как на их карьеру повлияло гендерное неравенство и поговорим про мечты.


женщины

Динара Абдижапарова,

генеральный директор Uklon Uzbekistan.

Я люблю сложные вызовы самой себе, поэтому выбрала стартапы и IT. Я не делю профессии на женские или мужские, в целом люблю трудные задачи: участие и призовые места на олимпиадах по физике и в проектных работах по математике в школе, программирование в университете и 12 лет в стартапах в логистике (производство, склады, доставкой по последний миле и работа с курьерами). Я очень часто была единственной женщиной в комнате, но никогда не той, чье мнение бы не услышали из-за этого.

В Uklon пришла за новыми вызовами и понять, смогу ли забрать долю рынка у доминирующего конкурента. Уже на первых встречах я поняла, что у нас одни ценности и мне понравились принципы работы компании.

За всю карьеру лишь однажды мне задали прямой сексистский вопрос. Однажды был смешной случай, когда в одном из министерств меня спросили, умею ли я готовить «бешпармак» (Динара родилась и выросла в Казахстане — прим. Spot) и были в шоке узнав, что я в принципе не умею готовить. На уровне топ-менеджмента я никогда не встречалась с дискриминацией потому что я женщина, для коллег я всегда прежде всего была экспертом. Но я очень часто сталкивалась со стереотипом на уровне курьеров, таксистов, операторов на складе. Он звучал стандартно: почему женщина указывает что делать мужчинам?

Мечта — это 5% результата, действия — 95%. Закрываешь глаза — мечтаешь, визуализируешь, дальше планируешь, а после плана идешь по кругу: брать большие риски, работать, ошибаться, заново начинать с нуля, достигать результатов, и так снова и снова. Главное не бояться брать трудные задачи, ставить большие цели и показывать результат.

Я девушка с большими амбициями и всегда хотела достичь крутых результатов. Мне кажется, что я могу все. Например, с детства мечтала построить decacorn (компания стоимостью выше $10 млрд — прим. Spot) и быть первой женщиной из Центральной Азии, кто выйдет в Nasdaq (американская биржа). Эта мечта детства привела меня к международному опыту в качестве управленца, сейчас я возглавляю компанию, мечтаю однажды построить свою.

Воспитание и менталитет влияют на то, что в бизнесе в Центральной Азии мало женщин. В целом женщины растут в обществе, где в семье мужчина главный, а роль женщины — выйти замуж и воспитывать детей, это основной сценарий. Хотим мы этого или нет, но чаще всего мы копируем то, что видим в семье. Я думаю, что многие женщины боятся стать успешнее чем мужчины рядом, так не принято. Чтобы как-то это поменять, нужно больше примеров, где женщина может быть успешной и в бизнесе и в семье. Может одновременно управлять компанией и воспитывать детей.

Сейчас офис Uklon в Ташкенте — это 40 человек в штате, мне напрямую подчиняются четверо руководителей отдела. Так как для нас на первом месте сейчас стоит качество сервиса, я лично очень много общаюсь с водителями. Во-первых, чтобы понимать, чем живет компания сейчас, а не в отчетах и цифрах. Есть «шустрые» водители, которые устраивают со мной настоящие «разборки», находят контакты, приезжают, либо настойчиво звонят. Зачастую, это ребята, которых мы отключили за фрод или плохой сервис. Таксисты — это люди, все очень разные. Мне запомнился водитель, который долгое время жил в Европе, он чисто и грамотно говорит по-английски, и когда я внутри задалась вопросом «почему он таксует», поняла, что есть даже не гендерные, а карьерные стереотипы. Женщин-водителей в такси очень мало.

Как руководитель, я очень ценю трудолюбие и честность. Стараюсь строить с командой доверительные отношения. Обычно я строгая, но справедливая к сотрудникам.

Я — отличница с детства, и мне тяжело даются ошибки. Только со временем я стала понимать, что невозможно добиваться результатов без многочисленных ошибок. Мне помогает мой опыт с физикой и математикой в школе: невозможно понять формулу, пока несколько раз не решишь пример неправильно. Также в мире стартапов, ты делаешь множество ошибок перед крутым результатом. Когда у меня случаются провалы, то я для себя пишу, что извлекла из этой ошибки и иду дальше. Я бы дала совет девушкам, которые мечтают о большой карьере — действовать и не бояться ошибок, они делают вас ближе к мечтам.

Меня восхищают те, кто занимается социальным предпринимательством. Для меня это про ценности, о том, что в жизни важно отдавать, не только брать. Я сама, прожив несколько лет в Ташкенте, хочу сделать что-то полезное для локального общества: планирую запустить инклюзивное такси для инвалидов, заметила, что это огромная проблема. Для меня это важно еще потому, что у меня папа — инвалид, и каждый раз, когда он приезжает сюда, мы сталкиваемся с проблемой вызова такси.

Запустить корпоративное такси и B2B-доставки, кратно увеличить долю рынка Uklon, посетить 15 новых стран и прочитать 56 книг. Так выглядят мои планы на год. Я люблю путешествовать, а еще хочу больше уделять время своей семье.

Я знаю управленцев в Ташкенте, кто получает до $25 тыс. в месяц. Вопрос лишь в том, насколько большая компания, какие задачи вы решаете для нее и на сколько вы сами себя оцениваете и можете продать. Когда ты крутой кадр и решаешь боли бизнеса, компании могут и готовы платить больше.


женщины

Эльнара Азизова,

директор по маркетингу в банке «Ипак Йули».

Мой путь в банке начался с одного из сложных направлений — корпоративное кредитование, там всегда было очень мало женщин. У меня была сильная, строгая руководительница, мы вели проекты на десятки миллионов долларов, часто ездили на большие заводы, госпредприятия. В этой работе тебя оценивают по результату. Прямой дискриминации я не чувствовала, думаю, потому что мы были сильным департаментом и давали банку нужный результат.

Гендерные стереотипы пришли в мою историю чуть позже, когда я стала управленцем. Помогает мне всегда то, что я не жду поблажек, просто «потому что я — девочка». Для меня важен результат, я готова работать и брать ответственность на равных с любым из управленцев-мужчин.

Я рыдала, когда меня переводили в отдел маркетинга. Сначала, когда предложили сменить направление, я не сразу поняла, что это кардинально новое, и что я беру на себя большой вызов. Не будучи маркетологом, я уже в отделе продаж интуитивно применяла маркетинговые инструменты. Но когда перешла в отдел по маркетингу, мне казалось что я начинаю с нуля. Это был сложный и болезненный переход. Кто бы мне тогда сказал, что я буду называть маркетинг работой мечты, я бы не поверила.

С детства говорила, что стану директором. Моя первая работа была во дворе дома, где мы жили. У папы был магазин, я просила его привезти домой сладости, ставила стол и продавала их друзьям. Потом разрешала друзьям поставить стол рядом и управляла уже небольшой сетью таких столов с детскими бестселлерами — жвачки, конфеты, шоколад, сладкая кукуруза.

В Узбекистане женщины боятся идти в бизнес, потому что нет поддержки в семье. А если нет этой фундаментальной поддержки, значит, нет уверенности, что получится. Бывает страшно, что не сможешь совмещать и успевать по всем своим обязанностям, и как сотрудник, управленец, и как жена и мама. Это сложная менеджерская задача, но хорошо, что сейчас становится больше примеров, что это реально. Для меня все начинается с поддержки дома.

Несмотря на то, что очень эмпатичная, и внешне кажусь очень мягкой и доброй, я — требовательный руководитель. У меня завышены требования к себе, поэтому я всегда очень жестко контролирую результат. В целом, вижу на практике, что неважно какой у тебя пол, розовый или синий на тебе костюм, ты дойдешь до любой высоты, если видишь цель и четко двигаешься к ней.

Нам предстоит сложная задача — стать лидером в клиентском сервисе, но мы с командой любим идти в очень крутую, высокую гору. Сейчас готовимся выводить на рынок несколько новых цифровых продуктов. Есть цель стать лидером среди банковских мобильных приложений, в разы увеличить пользователей, охватить регионы в которых еще нет нашего присутствия.

Меня восхищают люди, которые делают много не только для своей компании, а развивают целые рынки. Например, основатель сети супермаркетов Korzinka Зафар Хашимов, по сути, человек-индустрия, больше чем он для ритейла в Узбекистане не сделал никто. Наблюдаю за женщинами в больших корпорациях и стараюсь вдохновляться их историями. Одна из таких — Ясмин Бедир, президент восточноевропейского подразделения Mastercard. Она начинала свою карьеру с банка, работала простым менеджером в ритейле по разработке продуктов, также в маркетинге, сейчас она возглавляет большой регион, занимается развитием целого направления в компании, которую знает весь мир.

Ненавижу провалы, очень сложно их переношу. За тринадцать лет в банке в работе случалось разное, от больших побед, до сложной борьбы, прежде всего, с самой собой. Я училась всему на практике и на своих же ошибках. В провалах очень важно не опускать руки. Раньше страх сделать ошибку очень часто мешал мне начать что-то новое. Мне хотелось бы посоветовать девушкам, никогда не боятся делать первые шаги, именно они самые сложные. Дальше — легче! Даже в провалах.

Думаю, что у нас нет явной дискриминации по заработным платам. В банковской сфере женщины-управленцы могут зарабатывать от 30 млн сумов, я знаю руководителей в отрасли, которые получают «на руки» суммы не ниже председателей и вице-президентов международного финтеха, это бодрит очень и вдохновляет.


женщины

Мария Строева,

директор по маркетингу ритейл-сети MCosmetic.

Я уверена, что моя профессия очень даже стандартная, и не для девушки, а в целом для человека. Просто раньше не было понятия «мыслить шире» и «мыслить глубже», как сейчас модно говорить — out of box. Рынок менялся, вырос спрос на молодых квалифицированных управленцев. Просто локально воспитывали в рамках знакомых и понятных стандартов, обычно объясняя, что девушка должна выбирать профессию женскую, которую будет просто совмещать с семьей, детьми и бытом. Так было проще уложиться в рамки. И только те, кто попал в определенные обстоятельства, имел смелость не просто мечтать, но и делать, вырвались выше над стандартами этих понятий. А в целом, и стандартов то нет, это только границы в нашей голове.

На моем пути встречались разные люди, и, конечно, случались разные мнения на тему женщин среди управленцев в бизнесе. И как бы ты не хотел думать о них хорошо или ровнять по себе, в любом случае что-то где-то порой «рвется». Тут для меня работает одно правило — не спускаться на тот же уровень и всегда нести свою идею, культуру. Для меня все равны, поэтому и себя я не выделяю именно по гендерному признаку.

Мне никогда не было сложно на работе. Может быть порой сложно контролировать эмоции. Но от самой работы — только удовольствие и вдохновение. Если процесс не нравится, дается очень сложно, надо бежать из проекта или компании.

Если сидеть на своем стуле и говорить «хочу», то ничего не получится. Как маркетолог, я всегда за подробный рисерч, самого себя тоже нужно исследовать, задавать себе честные вопросы — кто я, где я и в чем я силен? Выявление своей супер-силы очень помогает. На управляющих позициях хорошо справляются те, кто с самим собой уже определился и разобрался. Очень раздражает, когда девушкам нужно «доказать» свое место среди сильных, поэтому я для себя вывела четкое правило — действовать. Мечтать недостаточно. Ну, и для любого топ-менеджера, думаю, очень важно не застревать в комфортной зоне, всегда обучаться чему-то новому, учиться у команды.

В Узбекистане, в целом в Азии есть культурный код, который срабатывает во всех женщинах, поэтому нас мало в бизнесе. Азиатские женщины, вне зависимости от национальности — особая организация, которая исторически живет в патриархальном режиме. Это неплохо и нехорошо, это наша история. Нам самим сложно порой признать, что я сама многое могу, умею, и не надо мне бояться. Очень много сомнений, стереотипов и внешнего давления. Но, я вижу положительный тренд, что-то стало меняться в последние пять лет. В моду вошло образование, языки и карьерных возможностей сейчас гораздо больше. Важно показывать правильные примеры.

Не боюсь провалов и сложностей. Мне скорее не интересно там, где нет вызова самой себе. Я выбрала MCosmetic, потому что здесь были самые сложные интервью, компания очень тщательно в несколько этапов выбирала борд топ-менеджмента.

Конечно, случаются ошибки в процессе, кризисы, что-то не склеивается. Садимся, анализируем, идем дальше. Когда я работала в телекоме, случился большой сложный провал, тогда очень пригодились мои навыки антикризисного управленца, я изначально училась в этом направлении. Хорошо помогает аналитика, некоторые кризисы видишь заранее, когда постоянно анализируешь результат и процесс.

Я достаточно строгий руководитель, и это не мои слова, иначе бы я не дошла карьерно к этой позиции. У меня в подчинении параллельно пять направлений, в команде маркетинга больше 20 человек.

Точно не пошла бы работать в компанию без амбиций забрать большую долю рынка. Планов на этот год много, мы хотим развивать индустрию целиком, то есть, видим себя больше, чем просто одна из ритейл-сетей. С командой вместе мы открыли за год рекордное количество магазинов, познакомили Узбекистан с сотнями наименований продукции, которой здесь раньше вообще не было, и даже запустили свое производство — делаем качественные носки из местного хлопка.

В международных компаниях дискриминации по заработным платам я не чувствовала. Все позиции обычно оцифрованы, оклады зависят от уровня компетенций и масштаба ответственности в бизнесе. Средний чек управленцев в больших компаниях стартует от 60 млн сумов, самые высокие, знаю что идут выше 100 млн.


женщины

София Гайнутдинова,

HR-директор Beeline Uzbekistan.

У меня очень «женская», как говорят в Узбекистане, профессия. В HR, как в джазе, в основном девушки. Но гендерное разделение почти всегда — не более чем вопрос традиций, потому что в большинстве профессий женщины и мужчины могут работать с равным успехом. В это с трудом вериться, но дискриминация и гендерные стереотипы существуют и для мужчин. Например, есть мнение, что в нашей сфере мужчинам сложнее справляться с управлением человеческими ресурсами, потому что они недостаточно эмпатичные. Я уверена, что это абсолютное заблуждение. Если тебе нравится создавать среду для развития, формировать эффективные программы мотивации, строить экосистему, вовлекая всех сотрудников компании, без разницы, мужчина ты или женщина.

Думаю, каждая вторая девушка на серьезной позиции встречалась с гендерными стереотипами, я в том числе. Знаю по опыту одно: когда ты профессионал, постоянно развиваешься и учишься новому, когда ты результативен, то принадлежность к полу не имеет значения. Это очень помогало мне справляться на всех этапах карьеры.

Не каждой девушке надо идти в топ-менеджмент, но я знаю, что каждая сможет, если захочет. Важно дать себе честный ответ на ряд вопросов. К примеру, зачем тебе это нужно, есть ли вообще необходимость идти до позиции топ-менеджера? Что изменится в твоей жизни, когда достигнешь результата, что будет дальше? А потом нужно постоянно работать над своими навыками управленца, так как дойти до позиции топ-менеджера можно, а вот результативно на ней работать — не всегда. У меня такой мечты не было. В детстве я вообще мечтала стать космонавтом! Просто в определенный период жизни обстоятельства позволили амбициям выйти в приоритет. Было нелегко показать высокие результаты, доказать, что у меня получится, так как команда была очень сильной. Но у меня получилось.

В Узбекистане живет стереотип, что если женщина успешна в карьере, она не может гармонично сочетать семью и работу. Рада, что сегодня все больше женщин не боятся сломать этот стереотип своим примером. Но, думаю, женщин в бизнесе до сих пор очень мало, потому что на многих влияет вот эта историческая установка.

Первое, что я делаю, если проваливаюсь — беру ответственность. Думаю, как исправить, анализирую, что делать, чтобы был результат на 100%. Недавно после серьезной ошибки в большом проекте поняла, что мне не страшно начать заново, попробовать достичь то, что не получилось нужное количество раз. Эмоционально бывает сложно. Я стараюсь сфокусироваться на следующей попытке, на том, что мне доверили исправить ошибку.

В Beeline нет позиции, куда бы мы не взяли по гендерному признаку. У нас, кстати, есть девушки-руководители в техническом департаменте, в IT, digital, очень хотелось бы, чтобы их становилось больше в таких перспективных профессиях. На уровне штаб-квартиры, думаю, мы одинаково открыты к кандидатам на позиции СЕО в операционных компания, вне гендерных рамок.

Я объективный и справедливый руководитель, могу быть жесткой. Мне всегда было важно стать лидером, за которым хочется идти. Сейчас я управляю командой из 65 сотрудников, в прямом подчинении у меня шесть менеджеров среднего звена. В этом году у нас грандиозный план — переехать всей большой командой в наш офис на 22 этажа. Большой вызов, организовать новое пространство так, чтобы сохранить для команды удобную, комфортную среду для работы, обучения и креативных процессов. У нас сильные показатели eNPS (лояльность сотрудников), сейчас активно систематизируем и оцифровываем проекты в нашем департаменте, чтобы сохранять фокус и не терять позиций.

Точно знаю, что в телеком-среде невозможна дискриминация в заработных платах. Все компании пользуются цифровыми метриками, у каждой позиции есть вес и стоимость, которая не меняется в зависимости от пола. Сейчас усилилась конкуренция за топ-позиции, в Узбекистан стало гораздо легче хантить зарубежных специалистов. Радует в этой тенденции то, что выросло и качество локальных кандидатов. В среднем в HR-блоке управленец может стоить от 40 млн сумов за вычетом налогов. Стеклянных потолков нет, в зависимости от масштабов бизнеса можно получать и свыше 100 млн.