Международный аэропорт Ургенча передается в управление южнокорейской компании Incheon International Airport Corporation, которая была признана победителем тендера. Общая стоимость проекта государственно-частного партнерства оценивается в $222 млн. Частный партнер инвестирует $115 млн в модернизацию воздушной гавани и будет управлять ей до 2047 года.
Spot обсудил детали проекта с международным консультантом по ГЧП и тренером по программе сертификации Certified PPP Professional Ремиром Мукумовым, который ведет Telegram-канал «Просто о ГЧП».
По его словам, проект ГЧП по модели BOT («Build-Operate-Transfer» или «Строительство-Управление-Передача») является «умным способом быстро получить современный аэропорт» без необходимости затрат из госбюджета. Компания Incheon инвестирует в строительство нового терминала и будет управлять им 22 года, а потом передаст обратно в собственность Узбекистана. За время реализации проекта инвестор заработает на работе аэропорта, а государство будет получать свой процент от выручки.
«Важно отметить: Incheon была выбрана по итогам открытого конкурса, в котором участвовали настоящие гранды аэропортового бизнеса. И тот факт, что они пришли в Узбекистан и реально боролись за проект, показывает: страна попала в зону интересов мировых лидеров отрасли. Это значит, что за будущие проекты — другие аэропорты — тоже будет борьба. И это отличная новость для Узбекистана», — отметил международный консультант по ГЧП.
При проекте ГЧП ключевые объекты аэропорта, связанные с безопасностью полетов, включая взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки и навигацию, остаются в руках государства. Частному инвестору передают в управление новый терминал и все коммерческие объекты.
Ремир Мукумов считает, что Узбекистан пошел по правильному пути, решив не объединять прибыльные аэропорты с убыточными региональными. Например, в Ургенче сделали отдельный проект — отдельный аэропорт. Если в будущем частный оператор выиграет конкурсы и будет управлять несколькими аэропортами, то возможна серьезная оптимизация: объединение сервисов, снижение расходов, повышение качества услуг для пассажиров.
В качестве одного из важных источников дохода аэропорта эксперт выделяет покупки пассажиров и их провожающих в кафе, магазинах, duty-free, парковочных зонах, которые могут составлять почти половину всех денег аэропорта. В частности, в аэропорту Ургенча запланировано увеличение площади для торговых точек в 10 раз.
Поступления от авиакомпаний в валюте являются хорошим фактором, так как валютная выручка более стабильная и предсказуемая, что облегчает возврат инвестиций и привлечение новых кредитов. Однако есть и риски: если упадет международный трафик, то и валютные доходы упадут. Поэтому международный консультант по ГЧП рекомендует развивать не только международные, но и внутренние перевозки, а также активно наращивать коммерческие услуги в аэропорту.
Другой риск связан с возможным падением потока туристов, что снизит доходы. Ремир Мукумов предположил, что проект заложен с подстраховкой: развитие внутренних перелетов, бизнес-трафика, создание новых маршрутов. Таким образом, увеличение направлений и категорий пассажиров обеспечит устойчивость всей модели.
«Строить, запускать терминал, обеспечивать его работу и нести риски спроса будет частная компания. Государство отвечает за предоставление земельного участка, регулирование и безопасность полетов. Это правильное распределение: каждый делает то, в чем компетентен», — пояснил он.
При проектах ГЧП весь персонал аэропорта переходит в новую управляющую компанию, то есть люди не теряют работу, просто меняется работодатель. Это помогает избежать социальных потрясений, сохранить опытных специалистов и обеспечить стабильную работу аэропорта.
Проект строительства нового пассажирского терминала в аэропорту Ургенча
Для обеспечения контроля за управлением аэропорта в контракте установлены четкие стандарты качества, регулярные проверки, отчеты. Если оператор не справляется, будут штрафы. В конце концессии будет проведена полная проверка состояния аэропорта перед возвратом государству, подчеркнул он.
В первоначальные три года реализации проекта концессионные платежи составят 5%, в период с 2032 по 2035 год — 16%, с 2036 по 2047 год — 27%. Эксперт пояснил, что платежи — это процент от выручки, который компания будет перечислять государству. Небольшая ставка на начальном этапе должна позволить проекту развиваться. Затем предусмотрен рост выплат по мере увеличения доходов.
«Ургенч — это своего рода пилотный проект. Если все пройдет успешно, дальше можно будет так же развивать аэропорты в Бухаре, Самарканде, Фергане и других городах», — резюмировал Ремир Мукумов.
Также международный консультант анонсировал проведение встречи специалистов ГЧП — PPP Meet-Up. Одной из тем мероприятия будет развитие аэропортов через партнерство с частным сектором. Встреча состоится в 18:00 7 мая в отеле Panarams. Вход свободный, но требуется предварительная регистрация по ссылке.
Ранее Spot писал, что аэропорт Сариосиё с 30 мая начнет принимать регулярные пассажирские рейсы.