7 ноября на протяжении почти 40 минут, примерно с 13:50 по 14:40 часов, во всем Узбекистане не было доступа к интернету. Это не первый случай, когда вся республика остается без главного канала информации и связи — 16 января 2014 года на протяжении 30 минут так же невозможно было выйти в интернет.

Новый сбой республиканского масштаба вновь вызвал среди общественности дискуссии о возможных проблемах и путях их решения. Как отмечает Kun.uz, Узбекистан получает интернет из России посредством кабеля, который проходит по территории Казахстана. Неполадка с одним кабелем может оставить без интернета всю страну, где по последним данным, более 13 млн пользователей (почти 50% от общего населения).

Несмотря на то, что в стране более 21 млн пользователей сотовой связи и около 18 тысяч станций связи, периодическое увеличение скорости интернета и снижение тарифов, Узбекистан все еще занимает одно из последних мест в рейтингах скорости как мобильного интернета (114-е место из 122), так и проводного (128-е место из 134).

Азиза Умарова, эксперт по инновациям в госсекторе, руководитель компании «Smart Gov» Consulting, отметила, что «Госмонополия это всегда неэффективно»:

По стране сегодня временно отключился интернет. Отключение возможно и завтра. Госмонополия, друзья мои, это всегда неэффективно и бьет по карману клиентов. А ещё бесперспективно. В принципе.

В комментариях пользователи заметили, что любопытно было бы пустить в сферу обеспечения доступа в интернет частные компании — сейчас этим вопросом единолично заведует компания «Узбектелеком». Там же было отмечено, что надо дать и другим провайдерам возможность напрямую закупать внешний трафик:

Надо и другим провайдерам тоже дать возможность в прямую покупать внешний трафик. И к тому же государству надо создать соответствующую инфраструктуру для быстрого интернета и предъявлять всем заинтересованным фирмам возможность покупки внешного трафика. Сейчас во всем мире полным ходом идёт дигитализация экономики. Интернет это не газовая труба, если её немножко перекрыть давление упадёт. Интернет это всемирная сеть. К ней можно подключиться через несколько точек доступа. Главное, иметь доступ к ближайшем серверу который подключён к сети. Скорость зависит от качество волокна который прокладывается между серверами и от мощности сервера который делиться доступом.

Дабы узнать, действительно ли передача функций «Узбектелекома» частным компаниям помогла бы обеспечить бесперебойный доступ к интернету и повысить скорость, Spot обратился за экспертным комментарием:


Александр Дмитриев, независимый эксперт, инженер связи:

Единственный выход в глобальную сеть Интернет (международный канал) у Узбекистана осуществляется только через магистральную кабельную линию ВОЛС проходящую по территориям соседних среднеазиатских стран. И этот международный канал арендуется у Российской стороны с участием посредников транзитных услуг соседних стран.

Соответственно, единственное решение исключения монополии и зависимости нашего международного интернет канала от форс-мажорных незапланированных глобальных отключений всей территории Узбекистана, как это было 07.11.2017 — это возможность выстроить альтернативные источники выхода в глобальную международную сеть на государственном уровне, такие вопросы не могут решать частные компании по соображениям гос безопасности.

Проще говоря, дать возможность всем провайдерам иметь техническую возможность выхода в глобальную сеть Интернет так же без участия «Ростелекома». В данной ситуации Узбектелеком является всего лишь посредником между Ростелеком-Узбектелеком-госфильтр-независимый провайдер.

Мое мнение, что всю структуру управления Узбектелеком необходимо передать менеджерам мирового уровня, как это сейчас внедряет НАК. Только полная реструктуризация гос компаний поможет улучшить качество услуг предоставляемые гос компаниями связи и информатизации.