Как создать успешный интернет-магазин, чего не хватает отечественному бизнесу для развития электронной торговли, есть ли шансы у узбекских предпринимателей закрепиться на международном рынке онлайн-коммерции и другие вопросы были обсуждены в рамках проекта «Лаборатория бизнеса» 8 февраля в Ташкенте.

Spot приводит основные тезисы панельной дискуссии с участием двух приглашенных экспертов — Шухрата Курбанова (генеральный директор GlobUz) и Нодира Гулямова (основатель нескольких онлайн-магазинов в США).

Основные проблемы, которые мешают развитию онлайн-коммерции в Узбекистане

Первая проблема — законодательство. По многим аспектам оно сильно отстает, если и меняется, то лишь реагирует, а не опережает. У нас практически отсутствует понятие электронных денег, положение об электронной коммерции не отвечает требованиям времени.

Вторая проблема — система платежей. Те сервисы, что есть сейчас, это производные инструменты, тогда как инициатива должна исходить от банков, а они в эту сторону не идут. Не хотят или не могут, а может быть, и то, и другое.

Третья проблема — недоверие со стороны населения. Для нас это пока непривычно — расплачиваться онлайн. Для кого-то это страшно, кто-то не знает и так далее. Низкий уровень доверия населения к онлайн-платежам.

Отдельная проблема — интернет. Причем не столько его скорость, сколько покрытие и охват. К примеру, большинство интернет-магазинов сосредоточено в Ташкенте. Если взять за пример Ургенч, то там ничего нельзя через ни заказать, ни оплатить — просто нет покрытия.

Особняком стоит проблема логистики, потому что ее, по сути, сейчас в Узбекистане нет. Есть «Узбекистон почтаси» и компании, которые пытаются сами обеспечить себя собственной логистической службой, тот же LeBazar или MyTaxi, к примеру.

Все это на кустарном уровне, нет систематичности, нет сервисов доставки. Взять за пример Европу — там с шести утра активное движение, бешеный трафик на улицах. Едут минифургоны, которые развозят с утра посылки.

И это при том, что мало где есть доставка день в день. Как правило, привозят до АЗС, почтовых отделений или самовывоз. Доставки на дом практически нет, но у нас и этого нет.

Как можно решить эти проблемы?

Если большую часть проблем можно решить так или иначе, может быть, даже в короткие сроки, то потребительское поведение населения менять очень сложно и тяжело.

Внести правки в законодательство и технически обеспечить платежи можно относительно быстро. Аналогично со скоростью интернета — все это решаемо, а вот на то, чтобы у население выработалась привычка покупать не на рынке, а в интернете, может уйти гораздо больше времени.

Это очень долгий процесс, который требует целого сдвига в сознании людей. Эту проблему, отчасти, можно решить тем, что на рынок зайдет крупный иностранный игрок, корпорация со своими большими бюджетами, которой не столько важны продажи, сколько новый рынок для повышения капитализации.

Если, допустим, зайдет Яндекс.Такси, вокруг которого ходят слухи, то компания смогла бы привить населению новую форму потребительского поведения. К тому же, от вхождения крупного игрока выиграет весь рынок, будет формироваться культура, вырастет «пирог», от которого и другие компании смогут получить свой кусок.

Нужны ли Узбекистану собственные Alibaba и Aliexpress?

Тут нет однозначного ответа. Многие компании, которые пытались занять эту нишу, не справились.

Причем, как такого, на создание самой платформы не потребуется много средств — сайт, хостинг, дизайн, наполнение контентом, это все можно сделать быстро и относительно недорого. Другой вопрос, как не уйти в минус, ведь успешных проектов в онлайн-коммерции в Узбекистане можно пересчитать по пальцам, если они вообще есть.

Нужно и помнить, что размер потребительского рынка в Узбекистане не такой, как у того же Китая. Как известно, в Китае колоссальная емкость рынка, поэтому страна может себе позволить иметь собственные аналоги транснациональных сервисов, даже собственную экосистему.

Возможно, лучше пойти другим путем и вместо того, чтобы создавать свой Alibaba, пытаться привлечь его в Узбекистан и на его базе создать продукт, как было выше сказано с примером Яндекс.Такси. Такой, отчасти местный игрок, быть может, «протопчет тропинку», за которым пойдут все остальные.

С другой стороны, сидеть и ждать, когда сюда придут крупные игроки тоже неверно, потому что пока что они не сильно спешат в Узбекистан. Если они не идут, то надо пытаться самим что-то создать, пусть даже пойти на жертвы.

При этом важно не терять связь с реальностью и не впадать в иллюзии, что получится сходу создать свой Alibaba. К тому же порог входа сейчас низкий и если кто-то запустит успешный проект, связанный с онлайн-коммерцией, вслед за ним сразу появятся сотни клонов, которые будут конкурировать с ним.

Сделать самому или привлечь иностранного игрока — тут однозначного ответа нет.

Что стоит ждать и менять в первую очередь?

Культура потребления, тем не менее, меняется. К примеру, года три-четыре назад многие не ходили покупать в korzinka.uz, потому что считали, что там дорого. Сейчас многое поменялось и люди понимают, что это и удобнее, и быстрее. Появилась культура покупок не на рынке, а в супермаркетах. Так что стоит ожидать, что будет формироваться и практика покупать в интернете.

Еще один пример — те немногие онлайн-магазины, что у нас есть. К примеру, сейчас в некоторых магазинах уже можно купить телефон дешевле, чем на рынке [техноцентре «Флешка» на месте бывшей фабрики «Малика"].

Стоит ждать появление программы рассрочки, как в развитых странах. Это в Узбекистане привыкли сразу расплачиваться за ту же бытовую технику, а в других странах не так. Меж тем, рассрочка очень удобна и идеально подходит для онлайн-магазинов.

Что касается перемен, то, в первую очередь, надо убрать практику, когда онлайн-магазины попадают под посредническую деятельность и вынуждены платить 33% налога. Это мешает всем местным игрокам и отпугивает остальных.

Еще одна проблема, которую надо решить, это таможенные пошлины. Сейчас можно без уплаты пошлины ввозить лишь до 1000 долларов, если больше, то начинается целая эпопея с посещением «Узбекэкспертизы», таможенных органов и других ведомств. Надо менять финансовую инфраструктуру, упрощать все эти процессы.

Даже тот же Amazon у нас в таких условиях пропускал бы в день один-два товара. Во многом эти проблемы будут решаться людьми, которые «протаптывают тропинки». К примеру, в случае с интернет-магазином Mato.uz ушел год на то, чтобы на сайте была возможность оплатить покупку международными картами.

Нужно больше таких случаев. Нужно что-то делать с термином «информационный посредник» в законодательстве, потому что онлайн-коммерция может иметь большой фактор в развитии экономики всей страны.

Мы можем сидя в Узбекистане продавать на весь мир, во многом, в этом и заключается основное преимущество онлайн-коммерции — ты не привязан к физическому адресу, перед тобой весь мир, ты можешь продавать и принимать деньги от покупателей со всех стран.

Отсюда вытекает и другая проблема — возможность «выводить деньги», это тоже у нас не сильно развито. Меж тем, наши местные продукты, которые сейчас уже отдельные компании и лица продают на том же Alibaba или даже Amazon, могут пользоваться огромным спросом. Наш трикотаж, продукты ремесленничества и другие товары, которые обеспечат конкурентное преимущество.

О дате выхода ролика можно узнать на странице «Лаборатории Бизнеса» в Facebook.

«Лаборатория бизнеса» — проект, нацеленный на развитие бизнес-сообщества Узбекистана, представленный в январе 2016 года. Инициаторами являются Unique Present Media Holding, Ассоциация международного бизнеса и технологий (АМБиТ) и компания Afisha Media.