Узбекское агентство автомобильного транспорта разработало Концепцию тарифной политики на автомобильном транспорте, предполагающую внедрение автоматизированной системы оплаты проезда. Проект постановления правительства опубликован на портале обсуждения нормативно-правовых актов.

В документе отмечается, что увеличение тарифа на городской транспорт приводит к снижению пассажиропотока на автобусных перевозках, особенно в случаях, когда параллельно с автобусами практически по той же цене ездят более комфортабельные, скоростные маршрутные такси и легковые автомобили.

Например, в Ташкенте повышение тарифа в июне 2014 года на 25% привело к сокращению пассажиропотока на 14%, в апреле 2016 года при повышении тарифа на 20% пассажиропоток сократился на 12%. Несмотря на многократное повышение тарифов, деятельность по городским пассажирским перевозкам остается убыточной. В Ташкенте при частичной компенсации убыточность остается в среднем на уровне 15%.

В связи с этим, Узбекское агентство автомобильного транспорта предлагает концепцию тарифной политики, которая предусматривает внедрение автоматизированной системы оплаты за проезд на пассажирском транспорте, ценовую оптимизацию и дифференциацию перевозок и упорядочение механизма компенсации убытков перевозчикам.

Документом предлагается поэтапно ввести гибкую автоматизированную систему оплаты проезда с применением единой транспортной карты, которая может быть использована во всех видах общественного транспорта. А чтобы стимулировать население использовать эту карту нужно предоставлять бонусы или дисконты. В перспективе планируется ввести дифференцированную оплату за проезд в зависимости от дальности, времени поездки.

Внедрение автоматизированной системы, по мнению разработчиков, позволит повысить культуру и качество обслуживания пассажиров, расширить возможность использования проездных билетов на отдельные виды транспорта в зависимости от времени суток и расстояний, обычных или экспресс перевозок, срока действия (месячные, трехмесячные, полугодовые, годовые, почасовые, недельные), на определенное количество поездок. Карты могут выпускаться стандартные для населения и именные для льготных категорий пассажиров (пенсионеры, лица, имеющие право бесплатного проезда, студенты и учащиеся).

Система должна находиться под управлением одного оператора, который организует продажу билетов, аккумулирование и учет доходов и других операций. Перевозчики, подключаясь к этой системе, получают доход от предоставления транспортных услуг.

При внедрении системы администрация получит инструмент объективного контроля и учета работы общественного транспорта, позволяющий повысить качество обслуживания пассажиров, усовершенствовать систему финансирования транспортных предприятий и получить обоснованный прогноз затрат бюджета на общественный транспорт. Органы управления смогут получить информацию о поездке различных категорий пассажиров и прогнозировать изменение пассажиропотоков при строительстве новых жилых районов, объектов социального и промышленного назначения.

Одним из ключевых факторов данной системы станет освобождение водителя от обязанностей сбора наличной выручки. Автотранспортные предприятия повысят доходы за проезд и введут фактический учет «выпадающих доходов» за перевозку пассажиров.

На основании точных данных о перевозке пассажиров, получаемых из автоматизированной системы, перевозчики смогут перераспределить подвижной состав и оптимизировать использование транспортного парка. Установка инновационных технологий в салоне транспортного средства и материальное стимулирование водителей, зависящее от результатов их работы, позволят комплектовать предприятия квалифицированными кадрами.

Как показывает мировая практика, внедрение автоматизированной системы оплаты проезда на пассажирском транспорте увеличивает собираемость оплаты за проезд, в среднем на 15%.

Разработчики утверждают, что реализация концепции обеспечит преобразование общественного транспорта в единый, контролируемый, конкурентоспособный и динамично развивающийся комплекс. Ожидается, что в результате повысится качество и уровень безопасности обслуживания путем внедрения автоматизированной системы оплаты за проезд, снизится себестоимость перевозок, повысятся доходы автотранспортных предприятий, в частности, за счет установления сбалансированного тарифа и компенсации убытков, связанных с льготной перевозкой.

Ранее Spot писал, что в Узбекистане предлагается отменить необходимость нотариального оформления договора краткосрочной аренды авто.