О том, как команда в Ташкенте работает над приложением для оптимизации грузоперевозок машин в США и выстраивает процессы, рассказывает технический директор Super Dispatch Фарходжон Чинбердиев.

От MyTaxi к приложению для американского рынка

До Super Dispatch я работал в местных компаниях, а в 2012 году открыл собственную компанию по созданию мобильных приложений. Мы делали приложения для MyTaxi, Daryo.uz, Muloqot.uz. Вдохновлялись методом работы Basecamp (разработчик одноименного сервиса для управления проектами). К работе мы подходили итерационно (работа параллельно с непрерывным анализом результатов).

В 2013 году я познакомился Беком Абдуллаевым, который жил и работал в США. У него была компания по логистике: они помогали водителям найти грузы.

Super Dispatch тогда только-только появилась: у Бека была идея создать приложение, которое позволит избавиться от бумажной работы при перевозке грузов. В США это большой бизнес, и ниша очень бюрократизирована, несмотря на то, что страна является ведущим технологическим игроком.

Прежде чем начать разработку, Бек изучил рынок, поговорил с людьми, которые работают в этой сфере. Здесь ему помог принцип Lean Startup («бережливый стартап» — концепция бережливого производства и предпринимательства). Для начала работы он собрал три тысячи долларов.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы стали сотрудничать удаленно, моя компания начала работу над первой версией приложения Super Dispatch. Мы создали прототип и поняли, что он никуда не годится. В основном ошибки были связаны с тем, что мы не знали, как работают грузоперевозки в США. В 2014 году мы начали разработку второй версии, с которой работаем до сих пор.

В конце 2015 года я решил закрыть собственную компанию и присоединиться к Super Dispatch. Часть сотрудников из расформированной команды перешла со мной. Мы открыли филиал в Ташкенте — отдел разработки приложения.

Головной офис расположен в Канзас-Сити, там работают отделы маркетинга, бизнес-продаж и несколько разработчиков. В Ташкенте 20 сотрудников, в Канзас-Сити — 12. Также работаем с программистами из Индии и Украины.

Монетизация: эксперименты с подпиской

Приступая ко второй версии, мы сфокусировались исключительно на грузоперевозках машин. В США есть два типа компаний в этой сфере:

  • fleet-компании — крупные компании с обширным автопарком;
  • небольшие компании, состоящие из одного водителя, который в большинстве случаев и является основателем компании, и грузовика.

Над разработкой второй версии трудилось пять человек. Ее делать было легче, так как уже был четкий ориентир. На создание дашборда для крупных компаний ушло две недели, версия для смартфонов заняла два месяца.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Серверная часть находится в США, но разрабатывали ее мы. На запуск и отладку ушел месяц. Самое главное, чем мы руководствовались — понятная и удобная логика и надежное шифрование.

Над монетизацией проекта работает команда по продажам в США. Они выстраивают стратегию по удержанию клиента. Рынок подобных приложений только начинает развиваться: сегмент грузоперевозок в США достаточно консервативен, да и отлаженная почтовая система позволяет быстро доставить документы до адресата.

Приложение подобного рода пригодилось бы в Узбекистане, но пока не собираемся им заниматься: США — большой рынок и нужно сфокусироваться на нем. Если и будем расширяться, то выйдем в первую очередь на рынок Европы и других стран.

С самого начала мы работали по подписке, но зачастую люди отказывались использовать продукт, даже не изучив его.

Поэтому мы изменили схему монетизации: сделали приложение бесплатным на 15 дней, чтобы у пользователя было время понять принцип работы. Затем предлагаем оформить ежемесячную подписку.

Мы наняли сотрудника, который помогает пользователям освоить приложение. Также собираем фидбек от тех, кто перестал пользоваться приложением.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Не стоим на месте: недавно одна из наших команд интегрировала устройство, которое уведомляет водителя о том, что нужно отдохнуть после восьми часов вождения (по трудовому законодательству запрещено управлять грузовиком дольше). На разработку ПО ушел год, сейчас ожидаем получения сертификата. Это был наш первый опыт по созданию софтвера.

Конечно, мы не могли арендовать грузовик и тестировать наше устройство на протяжении восьми часов. Здесь нам помогают американские водители: мы предоставляем им прототип устройства и получаем фидбек в режиме реального времени. В целом жители США открыты для новых идей и любят делиться опытом.

Рабочий процесс на два часовых пояса

Сложно было выстраивать рабочий процесс из-за разницы во времени: когда в Ташкенте вечер, в Канзас-Сити — раннее утро. Поэтому для решения рабочих и организационных вопросов мы собираемся в шесть или в семь вечера.

Мы очень любим рабочий процесс, выстроенный в Spotify: когда маленькие команды фокусируются над одним продуктом и его фичей. Поэтому у нас три небольшие команды разработчиков, сейчас задумываемся над созданием еще одной.

Две команды используют Scrum (фреймворк гибкой разработки, предназначенный для продуктов высокой эффективности), другая — «Канбан» (метод управления, реализующий принцип «точно в срок»). Тестировщики тесно работают с разработчиками, которые создают для них user-story. Она позволяет моделировать ту или иную ситуацию в приложении.

Сейчас все сотрудники участвуют в общении с клиентами, для этого используем Intercom. Такое общение помогает внедрять фичи и быть ближе к клиентам.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Techstars и проблемы с кадрами

В 2016 году мы стали первой и пока единственной командой из Центральной Азии, которая приняла участие в программе Sprint Accelerator американского акселератора Techstars (основан в Колорадо в 2006 году, объединяет свыше 1000 участников, которыми освоено 3 млрд долларов). На протяжении трех месяцев мы изучали стартап-кухню, познакомились с коллегами со всего мира. В конце программы участники должны подготовить демонстрационное видео.

Выпускники программы проводят Startup Weekend для тех, кто хочет разработать стартап. В апреле мы тоже провели это мероприятие, поделились накопленным опытом. В Узбекистане не очень развита культура воркшопов, митапов, но думаем, что наше мероприятие внесло свой вклад в их дальнейшее развитие.

Недавно посетили Киев и Минск в поисках сотрудников для удаленной работы. У них очень высокая конкуренция среди программистов, также налажена подготовка в вузах и бизнес-акселераторах. Часто проводятся воркшопы и митапы. Там легче найти сотрудника с внушительным опытом работы.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Также мы сотрудничаем с body-shoping компаниями — они рекрутируют работников для удаленной работы, чаще в IT-сфере, предоставляют им рабочее место и оформляют трудоустройство. Это помогает нанять сотрудников без бюрократической волокиты.

У нас работают выпускники Университета Инха и Международного Вестминстерского университета в Ташкенте. Два технологических университета, и из их выпускников готовы работать 5−10%, это очень мало для IT-сферы.

Чувствуется нехватка кадров, не хватает senior-программистов. Иногда к нам приходят люди с большими амбициями и запросами, но уровень их знаний оставляет желать лучшего. Считаю, что нужно менять систему образования: на первом плане должен быть результат, то есть качественные знания, а не статистические показатели.

Чтобы стать программистом, высшее образование необязательно, по крайней мере полученное в наших вузах. Можно стать junior-разработчиком за год-полтора. Главное — поставить себе цель и действовать.