Как Spot сообщал ранее, опубликован проект постановления президента, в котором предлагается разрешить розничную торговлю алкоголем в крупных торговых точках площадью более 100 квадратных метров, на оптово-торговых рынках и в ярмарочных торговых павильонах.

Кроме того, предлагается разрешить продавать алкоголь в магазинах, расположенных на расстоянии более 100 метров от образовательных, спортивных и религиозных учреждений (сейчас необходимое расстояние — 500 метров). Документ предусматривает и другие меры по развитию винодельческой отрасли.

Spot спросил представителей сферы торговли, что они думают о предлагаемых изменениях.

Ферузхан Якубходжаев

Руководитель отдела маркетинга в The Tower Mall Management Group (ТРЦ Samarqand Darvoza, ТРЦ Compass, ТЦ Eski Shahar)

Я не против идеи либерализации продажи алкоголя и даже скорее за, но нужно понимать, что это ответственное решение.

Можно ввести минимальные цены на алкоголь, чтобы он не был слишком доступным. Цена — это серьезный регулирующий фактор. Правда, в этом случае могут возникнуть другие опасности: начнут торговать самопальным алкоголем, как это всегда происходит.

Группа компетентных органов должна решать, насколько они в состоянии бороться с этим. Если они в состоянии контролировать ситуацию, тогда нужно повышать порог стоимости крепкой алкогольной продукции и осуществлять очень строгий контроль: не продавать алкоголь лицам до 18 лет, не пускать их в клубы и так далее.

Сокращение расстояния от образовательных учреждений не является проблемой, потому что эти 400 метров не решают вообще ничего. Никто не стал алкоголиком только потому, что алкоголь продавали слишком близко. Алкоголизм, в том числе молодежный, — это явление социальное. Нужно устранять причины, а не последствия, чем, кстати, прекрасно мог бы заняться Союз молодежи.

В ТРЦ Samarqand Darvoza не будет торговых точек с алкогольной продукцией никогда. Ни в Makro, ни в одном из торговых центров под управлением The Tower Mall Management Group. Такова политика компании.

Фарход Ахмедов

Представитель руководства ТРЦ Parus

Лично я отношусь отрицательно к перспективе увеличения количества точек с алкогольной продукцией. К нам приходят семьи с маленькими детьми, для нашей аудитории это не актуально. У нас семейно-развлекательный центр, практически полностью рассчитанный на детей: пятый этаж посвящен детским обучающим программам, на втором этаже — детские площадки, на третьем — аттракционы и карусели.

Вокруг вино-водочных магазинчиков часто собирается публика в состоянии алкогольного опьянения, они могут позволить себе дебош, хулиганство. Нельзя, чтобы дети это видели, это не лучший пример.

Нужно взять под контроль так называемые наливайки: магазины, в которых нет посадочных мест, но тем не менее они разливают алкоголь в стаканчиках, и люди пьют прямо там, на улице. Наверняка у таких магазинов нет соответствующей лицензии.

На это нужно обратить внимание, чтобы распитие алкоголя разрешалось только в барах и других подобных заведениях. У нас есть закон, запрещающий распивать спиртные напитки в общественных местах, но его соблюдение не контролируют должным образом.

Сам я давно не пью и никому не советую. Это не только вредно для здоровья, но и потенциально опасно для окружающих. Очень часто слышу про ДТП и другие происшествия, случившиеся по вине нетрезвых людей.

Бахтиёр Сайдалиев

Директор сети магазинов алкогольной продукции Vinograd

Мы будем рады, если документ примут, для нас это будет плюс, потому что в нашей сфере есть определенные планы от вышестоящих организаций по товарообороту, которые мы должны выполнять. Это связано с тем, что акциз на алкоголь — один из тех налогов, которые дают самые крупные поступления в госбюджет. Не все торговые точки, распространяющие алкогольную продукцию, могут выполнить эти планы, потому что есть ряд ограничений с точки зрения продаж.

Проект документа направлен в первую очередь на поддержку местного производителя, и в нашем ассортименте как раз в основном местная продукция производства завода «Ташкентвино» — около 95%.

В Ташкенте у нас четыре точки, в других регионах — три. Если документ примут в нынешнем виде, мы, скорее всего, попробуем открыться в крупных торговых центрах, если будет такая возможность.

Мы и сейчас стараемся расширяться, но в городе уже очень мало мест, которые соответствуют требованиям законодательства (например, удаленность как минимум на 500 метров от школ, религиозных учреждений и т. д.).

Что касается опасений по поводу сокращения этого необходимого расстояния до 100 метров: в наших магазинах мы очень строго следим за тем, чтобы продукцию не продавали несовершеннолетним, обучаем правилам продажи и продавцов, и завмагов.

Когда открывается вино-водочный магазин, прежде чем получить лицензию, нужно получить одобрение пяти инстанций, в том числе Санитарно-эпидемиологического надзора и РОВД. Работу таких точек проверяют махаллинский комитет и другие контролирующие органы, также к нам регулярно приходит участковый. Все они проверяют, соответствует ли работа магазина нормам закона.

Есть и общественный контроль: жильцы соседних домов могут написать жалобу, если наличие алкогольного магазина рядом причиняет им какие-то неудобства. Так что эта деятельность достаточно хорошо регулируется.

Ранее Spot писал, что в Узбекистане пересмотрят ограничения по рекламе вина и пива, а профессионалы рекламного рынка рассказывали, какой должна быть реклама алкоголя.