Как ранее сообщал Spot, в Узбекистане могут появиться частные вузы. Соответствующее предложение опубликовано для общественного обсуждения до 26 июля.

Spot поговорил со специалистами о перспективах появления частных вузов в стране и о том, какие результаты это может принести бизнесу и что надо учесть на первых этапах внедрения негосударственных образовательных услуг.

Елена Сергеева

Директор и основатель консалтингового агентства в области зарубежного образования Education Standard

Я очень рада, что этот вопрос стал открытым для обсуждения, так как развитие частного высшего образования — это важный эволюционный скачок в развитии любого общества.

Исторически в мире развитию частного высшего образования способствовали различные индивидуальные причины. Например, в странах Арабского региона государство поддерживает частные университеты, чтобы ограничить миграционный поток молодежи на Запад.

В США частные вузы — это значительный источник налоговых отчислений в госбюджет, соответственно, всячески поддерживаемый государством.

В Китае, Японии и многих других азиатских странах частные образовательные учреждения появились после Второй мировой войны, так как правительства не могли удовлетворить растущий спрос молодого населения на гособразование и в качестве альтернативы стали поддерживать частные университеты.

Хотелось бы привести пример Германии, где история формирования частных вузов самая молодая, примерно 20-летней давности, и сопровождалась острыми общественными дискуссиями. Одной из причин спора была концепция бесплатного немецкого образования, которую хотели сохранить. Тем не менее, частные университеты в Германии начали развиваться бурными темпами и сегодня их более сотни.

Преимуществами частных вузов могут быть предоставление востребованных специальностей и возможность сотрудничества с реальными компаниями на рынке труда в Узбекистане. Для студентов важный фактор инвестиций в диплом — возможности трудоустройства после выпуска, которые ускорят возврат инвестиций, сделанных в обучение.

Опять же, сам университет прорабатывает варианты взаимодействия с компаниями, это повышает его рейтинг и репутацию на рынке. Как цепочка процесса университет не сможет не инвестировать в качественный преподавательский состав, в том числе, возможно, приглашая профессоров из-за рубежа, зарекомендовавших себя в своей области.

Еще один плюс, который я вижу на примерах зарубежных частных вузов, — это близкое взаимодействие профессора и студента, чего не могут обеспечить преподаватели в государственных институтах по причине своей занятости.

Конечно, на первых этапах развития будут перегибы и трудности, но нужно относиться к этому с пониманием и подготовиться к запуску процесса. Создание соответствующего ответственного органа, изучение опыта других стран, а также понимание нашей культуры и менталитета — эти и многие другие шаги приведут к успешному развитию частных вузов в Узбекистане.

На мой взгляд, все усилия должны предприниматься по тому принципу, что нет «государственного» или «частного» образования, есть качественное и некачественное образование, которое имеет место быть как в государственном, так и в негосударственном секторах.

По роду деятельности я регулярно посещаю частные университеты за рубежом, и партнеры задают вопросы о возможности выйти на образовательный рынок Узбекистана, им это интересно в связи с новыми преобразованиями, которые происходят в стране.

Открытие частного университета с привлечением иностранных инвесторов и долевым участием государства (которое будет гарантией поддержки частному учреждению) — думаю, это будет началом создания первого частного института в Узбекистане.

Вячеслав Кан

Основатель Torg.uz (сейчас — OLX.uz), основатель и руководитель Центра развития и профориентации MyWay, депутат районного Кенгаша народных депутатов города Ташкента от партии УзЛиДеП

Мне кажется, что создание частных вузов в нашей стране — это одно из обязательных условий для развития образования. Тут, как, в принципе, и везде, нужна свободная конкуренция, ориентированность на рынок, мировые тенденции.

Государственные вузы, к сожалению, не могут угнаться за быстро меняющимся рынком труда, работая по какому-то старому плану. Причем, похоже, этот план не учитывает такого простого критерия, как рост количества выпускников школ. 


Я думаю, что при правильном подходе появление частных вузов даст только положительный результат.

К вопросу внедрения лицензии для частных вузов нужно подходить серьезно. Изучить зарубежный опыт, собрать мнения экспертов. Главное тут, на мой взгляд, чтобы условия для получения лицензии были не ограничительными, а способствующими росту качества образования.

Важно разработать четкие прозрачные критерии, чтобы их нельзя было трактовать по-своему, используя в корыстных целях.

Вузы должны определять потребности работодателей в тесном сотрудничестве с ними. Рынок подскажет, в каких специальностях нам нужно готовить специалистов в первую очередь, и желающие создать успешные учебные заведения сами выберут оптимальный вариант.

Могу также предположить, что будет присутствовать доля зарубежного опыта или партнерство, ведь главное в образовании, особенно в высшем — это контент (программы, методики и т. п.) и специалисты.

Ранее о преимуществах частных вузов в колонке для Spot писал Ботир Кобилов, исследователь в Гарвардской школе бизнеса.

Ботир Кобилов

Эксперт совета Buyuk Kelajak, научный исследователь в Гарвардской школе бизнеса, ранее — ведущий экономист Центрального банка Узбекистана

Я много раз говорил на разных площадках, что на данный момент государство не справляется с обеспечением качественного образования, в особенности высшего. Известно, что охват населения Узбекистана высшим образованием составляет ниже 9%. В мире этот показатель составляет около 37%. Это проблема количественного характера.

С другой стороны, нет никаких показателей, которые измеряли бы, насколько качественное образование получили те 9% студентов, трудоустроились ли после окончания и используют ли свои знания на последующих этапах карьеры.

Даже не имея цифровых доказательств, я могу с уверенностью сказать, что по истечении пяти лет после выпуска большинство выпускников вузов работают не по своей специальности. Это проблема качества образования.


Источник: данные Всемирного банка, 2015 год. В графике приведены выборочные страны

Этот график показывает прямую корреляцию между охватом высшим образованием и ВВП на душу населения. Оставляя причинно-следственные связи этих показателей на другой раз, можно увидеть, что развитые (богатые) страны имеют более образованное население (больше охват населения). Южная Корея, Финляндия, Франция, Германия входят в их число.

Необязательно привлекать зарубежные вузы в Узбекистан. Первое, что нам нужно сделать — это кардинально улучшить текущую систему вузов.

В 2018 году 19,5 трлн сумов или примерно 31% от всех расходов государственного бюджета Узбекистана направлено на образование. То есть треть нашего бюджета уходит на обеспечение населения образованием.

Это огромный показатель. Нельзя закрыть глаза на эти цифры и предположить, что только привлечение иностранных вузов или открытие частных вузов кардинально улучшит систему высшего образования.

Так как государство берет на себя функцию сборщика налогов, чтобы формировать бюджет и предоставить разные услуги (медицина, образование, социальная защита) населению, то налогоплательщики напрямую заинтересованы в том, чтобы их деньги тратились целесообразно, эффективно, а также на благо самих налогоплательщиков.

Прошу отметить, что когда я говорю про «частные вузы», я не подразумеваю, чтобы какая-то частная компания открыла частный вуз, и не подразумеваю, чтобы это учебное заведение ставило перед собой цель максимизации прибыли, как другие частные юридические лица.

В первую очередь частный вуз — это негосударственное учебное заведение, финансируемое из иных источников, кроме государственного бюджета, где государство не вмешивается в образовательный процесс, где преподавательский состав работает над собой, и так далее.

Ключевой момент — это модель частных вузов. Примером может послужить операционная модель бизнес-школ при университетах в США.

На заметку: примерно 33% всех студентов мира учатся в частных учебных заведениях. В Узбекистане этот показатель равен нулю. При такой статистике, думаю, необязательно приводить много причин, почему именно частное образование нам так необходимо.

Одна из главных проблем наших вузов — это отсутствие конкуренции между ними. Здоровой конкуренции.

Вузы, а также школы должны конкурировать между собой не для того, чтобы привлечь максимальное количество студентов, чтобы получить больше денег из бюджета, а чтобы привлечь именно талантливого, одаренного студента, путем адекватной оценки его/ее знаний, предоставляя лучшую учебную среду, преподавателей, содействие в трудоустройстве и так далее.

Участие государства в сфере частного высшего образования должно заключаться в правовом регулировании, аккредитации и выдаче лицензий. И на этом должна заканчиваться роль государства в частном образовании.

Следует помнить, что под термином «частного образования» в странах ближнего и дальнего зарубежья распространена практика торговли дипломами, выдача фальшивых сертификатов и другие виды мошенничества. Вот в таких явных случаях нарушений или злоупотребления лицензией государство может вмешаться.