Обратите внимание: это проект нормативного акта, который еще не утвержден, не принят и не вступил в силу.

Министерство экономики разработало и опубликовало проект «О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках».

Что мешает развитию торговли в стране

В документе указывается, что несмотря на принятые меры, нынешнее состояние товарных рынков, уровень развития отечественной оптовой и биржевой торговли не отвечают современным требованиям.

Сохраняется ряд проблемных вопросов, препятствующих расширению товарооборота, обеспечению внутреннего рынка необходимыми для производства товарами, осуществлению беспрепятственного экспорта производимой в республике продукции, в том числе:

  • низкий уровень развития оптовой торговли, системы поставок полуфабрикатов и промышленной продукции для последующей переработки, других товаров по принципу «бизнес-для бизнеса» (B2B) приводят к повышению трансакционных издержек субъектов предпринимательства, снижению в конечном итоге конкурентоспособности производимой ими продукции на внешних рынках;
  • ограниченность масштаба операций, видов торгуемых товаров и инструментов биржевой торговли затрудняет доступ субъектов предпринимательства к ресурсам и объективное ценообразование на производимые товары, слабо внедряются фьючерсы, производные инструменты и другие современные механизмы торговли биржевыми товарами, позволяющие обеспечить защиту предпринимателей, особенно сельхозпроизводителей, от неблагоприятных изменений цен.
  • остается значительной государственная доля в уставных капиталах субъектов оптовой и биржевой торговли, сохраняются устаревшие ограничения в сфере осуществления розничной торговли и оказания услуг населению, что препятствует динамичному развитию конкуренции в этих сферах;
  • не налажена системная работа по информированию производителей и потребителей, в том числе иностранных, о номенклатуре и объемах производимой и востребованной продукции в отраслях экономики, что сдерживает развитие производственной кооперации внутри республики, а также с зарубежными производителями.

Как это решить: либерализация

Ведомство нашло способ решить эти проблемы. В проекте предлагается отменить с 1 января 2019 года:

  • требования о наличии лицензий на осуществление оптовой торговли и особый порядок налогообложения предприятий оптовой торговли;
  • действующего порядка учета производства и реализации отдельных видов подакцизных товаров (автомобили, растительное масло, алкогольная и табачная продукция и др.);
  • требования по выдаче разрешительного документа на осуществление выездной торговли;
  • санкций за просроченную дебиторскую задолженность, возникающую во взаимоотношениях с контрагентами у субъектов предпринимательства;
  • требования о 15% предоплате на внутреннем рынке по сделкам у субъектов предпринимательства;
  • практики требования 100% предоплаты при экспорте свежей плодоовощной продукции, предусмотрев условия оплаты в соответствии с соглашением между сторонами;
  • ограничений на экспорт отдельных видов товаров;
  • штрафных санкций за сверхдоговорные объемы потребления природного газа и электрической энергии потребителями;
  • действующего порядка формирования графиков выставления на биржевые торги высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов и их согласование с Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции;
  • требования о предоставлении финансового потребительского кредита для приобретения у производителя или реализующей организации только потребительских товаров (услуг), произведенных в Узбекистане.

Новый порядок вывоза товаров и биржевые торги

Там же предлагается установить с 1 октября 2018 года новый порядок, в соответствии с которым:

  • биржевые товары, а также другие высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов могут реализовываться на торгах, проводимых всеми товарно-сырьевыми биржами, организованными субъектами предпринимательства в установленном порядке;
  • высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов, завезенные по импорту, могут без ограничений реализовываться на внутреннем рынке, в том числе на биржевых торгах, по усмотрению их собственников;
  • предприятия-производители монопольных видов продукции выставляют на биржевые торги высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов в равномерных объемах по дням торгов, с размещением соответствующей информации на информационном портале биржи, не позднее чем за три дня до начала каждого месяца;
  • разрешается вывоз за пределы Узбекистана для физических лиц товаров в пределах разрешаемого объема валюты стоимостью до $5 тыс.

Новый порядок инкассации и расчетов

С той же даты предлагается установить порядка сдачи и использования наличной денежной выручки, предусматривающего, что:

  • компании, имеющие среднюю дневную наличную выручку свыше 20-кратного минимального размера заработной платы, сдают ее в кассы банков ежедневно через службу инкассации либо самостоятельно;
  • компании, имеющие наличную выручку меньше указанных объемов, имеют право сдавать наличную выручку в кассы банков через службу инкассации в определяемые ими периоды или самостоятельно;
  • отменяется инкассирование наличной денежной выручки исключительно через службы инкассации Центрального банка;
  • разрешается осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, с использованием корпоративных банковских карт без заключения договоров купли-продажи с выдачей инвойса (счет-фактуры).

Новый порядок экспорта через интернет и ценные бумаги

Ведомство предлагает установить, что:

  • экспорт товаров и услуг через интернет с оплатой через международные платежные системы в объеме до $5 тыс. по одному инвойсу не требует заключения письменного договора с покупателями и разрешается всем без исключения юридическим и физическим лицам, без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи;
  • с 1 января 2019 года ставки налога на доходы членов товарно-сырьевых бирж (дилеров, маркет-мейкеров, брокеров) взимаются на уровне ставок, аналогичных установленным для инвестиционных посредников на рынке ценных бумаг;
  • отпуск продавцами высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов, приобретенных на биржевых торгах, осуществляется по очередности, определяемой посредством электронных систем бирж в зависимости от сроков оплаты продукции.

Центр исследований

В разработанном документе предусмотрено создание Центра исследований отраслевых рынков и экспортно-ориентированных производств при Министерстве экономики в форме государственного унитарного предприятия для:

  • создания постоянно обновляемого электронно-информационного портала для информирования хозяйствующих субъектов о номенклатуре и видах производимой в республике и импортируемой продукции (товаров и услуг);
  • формирования базы данных о наличии производственных мощностей и предложениях по производству товаров, а также об объемах потребления (спрос) на товары и конъюнктуру цен на производимую и потребляемую продукцию на внутреннем рынке, для информирования местных и иностранных поставщиков и производителей;
  • анализа и мониторинга динамики цен, колебаний спроса и предложения на товарных рынках и внесение на этой основе предложений.

Продать товарно-сырьевую биржу

Предлагается внести в Кабинет Министров предложения по реализации государственной доли в уставном капитале АО «Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа» посредством проведения первичного (IPO) и вторичного (SPO) публичных предложений акций на Республиканской фондовой бирже «Тошкент».

Там же предусмотрено предоставление права товарно-сырьевым биржам создавать дочерние предприятия по организации хранения и логистики реализуемой на бирже продукции, а также разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий.

Подробнее ознакомиться с проектом, внести в него свои предложения и замечания можно до 11 октября.

Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.