Большинство экспертов Buyuk Kelajak не поддержали «шоковую» банковскую реформу.

Это следует из Стратегии развития Uzbekistan 2035, которая подготовлена МННО Buyuk Kelajak на основе изучения опыта международных организаций и экспертов, гражданских обществ и институтов, а также с учетом мнения соотечественников, работающих за рубежом и в Узбекистане.

Обратите внимание: предположения относительно будущего развития той или иной тенденции или ситуации, высказанные в концепции, подготовлены для общего сведения. Это означает, что правительство может как прислушаться к ним, так и нет.

В концепции рассматриваются три опции на примерах России, Японии и Сингапура.

Постепенная (Россия) предусматривает постепенный переход от текущей модели (высокий уровень участия государственного сектора) в распределение финансовых потоков через институты развития, приватизацию банковского сектора и дальнейшую полную либерализацию.

В целом она характеризуется медленным эволюционным переходом сектора в полную либерализацию.

Плюсы этой опции в том, что она не требует слома традиционной структуры финансовой сферы и позволяет поддерживать приоритетные отрасли через институты развития.

Минусы — неэффективное расходование государственных средств, высокая доля государства в банковской сфере, не позволяет решить все вызовы банковской сферы.

Либеральная (Япония, Сингапур) предусматривает, что на первом этапе частные и независимые банки, а также государственные проекты реализуются в институтах развития. На втором этапе происходит полная либерализация банковского рынка, отсутствие государственных игроков. Государство сохраняет только надзорную и регулирующую функции.

В целом же это постепенный переход сектора в полную либерализацию без стадии, предусматривающей высокую долю государственного участия.

Ее плюсы в том, что это относительно постепенный переход, минующий стадию с высокой долей государственного участия, к тому же опция позволяет поддерживать приоритетные отрасли через институты развития.

Минус — не позволяет решить все вызовы банковской сферы в краткосрочной перспективе.

Шоковая (Сингапур) предусматривает резкий переход из текущего состояния в сингапурскую модель банковского сектора, полную либерализацию банковского рынка, отсутствие государственных игроков. Государство сохраняет только надзорную и регулирующую функции. В целом — шоковый переход в состояние полной либерализации банковской сферы.

Ее плюсы в том, что она позволяет решить все вызовы банковской сферы в краткосрочной перспективе. Минусы — требует слома традиционной модели функционирования финансовой сферы, не позволяет государству использовать банковскую сферу для поддержки приоритетных программ и проектов. К тому же возможны «перегибы» на местах.

В концепции подчеркивается, что ряд экспертов указали «шоковую» опцию в качестве целевой опции развития, однако «либеральная» поддерживается большинством в качестве целевой как более сбалансированная.

Ранее эксперт по институциональным реформам Ильдус Камилов специально для Spot объяснял, как мы получили такую банковскую систему и чего ждать от грядущей реформы.