В конце 2018 года казахстанская Kolesa Group, чей бизнес в Казахстане условно можно поделить на три части — автомобильные объявления («Колёса»), недвижимость («Крыша») и всё остальное («Маркет»), вышла на рынок Узбекистана с одним из своих проектов — платформой для купле-продаже автомобилей Avtoelon.uz. Руководитель проекта рассказал Spot об итогах, рынке и планах.

Асан Абдраимов

Директор Avtoelon.

Чем отличается рынок Узбекистана от рынка Казахстана

Для нас, наверное, в первую очередь разница в том, что на рынке Казахстана мы уже достигли максимального роста в нише авто (Kolesa.kz), а в Узбекистане только начинаем расти.

Население Узбекистана вдвое превышает население Казахстана, но при этом автомобилей зарегистрировано в два раза меньше. Это еще одно подтверждение того, что у Avtoelon есть большая перспектива роста.

Узбекистанские пользователи, как и казахстанские, готовы к открытиям и с удовольствием пробуют все новое. Во многих развитых странах с этим сложнее — более консервативное общество с трудом принимает новые продукты.

Сколько сейчас пользователей, сделок и посетителей

Мы вышли на рынок Узбекистана 6 декабря 2018 года. За первый год наше приложение Avtoelon установили более миллиона раз, а наша месячная аудитория составляет более миллиона пользователей.

Но есть показатель важнее количества пользователей — как эта цифра коррелирует с количеством объявлений и количеством звонков, которые получают авторы объявлений. Нам важно, чтобы люди действительно могли продавать и покупать автомобили на Avtoelon.

Год назад мы стартовали с чуть более 7 000 объявлений, а на текущий момент в продукте размещено более 30 000. За первый год пользователи суммарно разместили более 100 000 объявлений.

Cервис прибыльный или нет

В первый год наши инвестиции превысили доходы, как и было запланировано в рамках бизнес-плана. Больше всего потратили на маркетинг, так как разработка целиком находится в Казахстане.

В будущем Avtoelon будет монетизироваться по той же самой стратегии, которая успешно сработала в Казахстане в других наших продуктах. Подача объявлений останется бесплатной, доходы мы планируем получать в первую очередь за счет платных услуг.

Как продвигают продукт

Для продвижения мы используем довольно стандартные маркетинговые активности: наружную рекламу, рекламу на телевидении и радио, SMM-продвижение.

О рынке

Проблема, с которой сталкиваются все компании, чья деятельность связана с интернетом, включая нас и всех наших конкурентов, это проникновение и качество интернета.

Согласно одним исследованиям интернетом охвачено 47% населения, по другим — еще меньше. Согласно рейтингу Speedtest Global Index, который измеряет скорость доступа в интернет, Узбекистан занял 136-е место из 141 в 2019 году.

При этом в Узбекистане, как в недавно открывшейся стране, активно создаются условия для развития бизнеса. В отчетах таких уважаемых консалтинговых компаний, как BCG и McKinsey, об Узбекистане пишут как о наиболее быстрорастущей центральноазиатской экономике.

Очевидно, что Узбекистан — большой и перспективный рынок. Мы видим, как другие игроки активизировались с нашим приходом. Это позитивно сказывается на развитии рынка, заставляет компании искать новые возможности. А главное, что благодаря конкуренции люди получают лучшие интернет-продукты.

О планах

Мы понимаем, что Avtoelon может вырасти еще примерно в два раза, так же, как это было в Казахстане. В первую очередь за счет внутреннего производства автомобилей, а в перспективе и за счет открытия границ для ввоза машин из других стран.

Сейчас правительство всерьез рассматривает возможность вступления в Евразийский экономический союз. Если это произойдет, то ввоз авто из-за рубежа может стать реальностью.

В планах развитие продукта, повышение удобства и простоты его использования. Будем увеличивать свою долю рынка в Узбекистане и наращивать базу объявлений.