Как ранее писал Spot, российский облачный провайдер Selectel выходит на рынок Узбекистана с инвестициями до $1 млн. Страна стала для Selectel первым зарубежным рынком. Генеральный директор компании Олег Любимов написал для Spot колонку, где поделился мнением о местной ИТ-индустрии и ее перспективах.


Почему российские инвесторы не идут на западные рынки

В прошлом году Selectel решил расширить географию бизнеса внутри России, а также выйти за пределы своей страны. Мы не рассматривали североамериканский и европейский рынки — они слишком устоявшиеся.

Новый бренд сталкивается с плотной конкуренцией сверхбольших провайдеров (Amazon Web Services, Google Cloud Platform, Microsoft Azure) и нишевых компаний (OVH, Scaleway). На стороне местных игроков локальное присутствие, высокая узнаваемость бренда и лояльные клиенты.

Зато в странах ближнего зарубежья российские инвесторы могут занять весомую долю рынка. Это связано с отсутствием конкуренции со стороны крупных западных компаний, распространенностью русского языка, схожестью культур и экономических ситуаций.

Selectel первым из российских провайдеров вошел в Узбекистан. Мнения экспертов по этому поводу разделились. Одни утверждают, что потребность республики в информационных технологиях растет, а невысокая конкуренция делает этот рынок привлекательным для инвестиций. Другие считают более перспективными направлениями страны Ближнего Востока, где спрос на облачные услуги выше.

Какие показатели изучают потенциальные инвесторы

У каждой компании свои аргументы против выхода или невыхода на зарубежный рынок. Расскажу, какие индикаторы позволили Selectel принять положительное решение относительно Узбекистана:

1. Признание эффективности реформ внешними наблюдателями.

Начавшиеся несколько лет назад реформы носят масштабный характер и охватывают все сферы. Их эффективность отметил влиятельный журнал The Economist, назвавший Узбекистан страной года в 2019.

Республика показывает хорошую динамику и в международных рейтингах: в Doing Business страна продвинулась на 7, а в рейтинге экономической свободы — на 26 позиций.

2. Позиция властей.

Мы отчетливо видим стремление властей Узбекистана построить цифровое государство и экономику. С этой целью открываются технопарки и финансируются инфраструктурные программы, в том числе развитие широкополосного доступа в интернет и повсеместное внедрение электронного документооборота и платежей.

Облачные технологии, которыми Selectel занимается уже 10 лет, являются неотъемлемой частью этого процесса. В целом, либерализация экономики привлекает иностранных инвесторов и создает условия для роста крупного и малого бизнеса.

3. Наличие предпринимателей, близких нам по духу.

По численности населения Узбекистан занимает второе место в СНГ. Тут высока доля молодых, экономически активных жителей, идет процесс урбанизации, работает развитая сеть вузов, открыты филиалы российских и зарубежных университетов. Распространенность русского языка открывает возможности для дистанционного обучения, в том числе в сфере ИКТ.

Как следствие, появляются предприниматели, близкие нам по духу. У таких людей хорошее образование, ценный опыт работы в России и Европе. Они создают интересные и актуальные проекты. Мы видим примеры в финтехе (Payme), ритейле (korzinka.uz), цифровых сервисах (Billz.uz), инновационных технологиях (VRonica) и другие.

В России 7−8 лет назад Selectel начинал сотрудничать с такими же проектами, впоследствии выросшими до федерального и международного масштабов. Благодаря этому мы понимаем бизнес и нужды узбекских компаний на данном этапе развития информационных технологий.

3 шага, которые нужно сделать для скачка ИТ-индустрии

Все вышесказанное не отменяет того факта, что Узбекистан находится в начале пути к сильной цифровой экономике. Есть хорошая база для старта, но развивать индустрию предстоит лидерам нового типа. Образно говоря, им выпало превратить Ферганскую долину в Кремниевую, а для этого требуется ряд действий.

Создать культуру

Культура не зарождается внезапно, а воспитывается десятилетиями. Дух Кремниевой долины формировался в течение 50 лет. Сейчас процессы идут быстрее. Например, шведско-датская Медиконовая долина и индийский Бангалор стали глобальными технологическими оазисами всего за несколько лет. Узбекистану требуется больше пассионариев — инженеров и предпринимателей, горящих делами и идеями.

Популяризировать культ инноватора-практика

Инноваторы-практики, в отличие от кабинетных ученых, придумывают действенные схемы и механизмы. Они не развивают теорию до бесконечности, а создают функционирующие технологии на базе имеющихся знаний.

Логика простая: монетизировать продукт реальней, чем научную идею. Наука, как таковая, не внедряет инновации — это делает бизнес, который видит потенциал продукта и стремится заработать.

Перестать рассчитывать на помощь государства

Американская Кремниевая долина не получала субсидий и не развивалась по планам властей, а привлекала венчурные фонды. Узбекским ИТ-предпринимателям также не следует рассчитывать только на государственную помощь и субсидии.

Нужно самостоятельно находить выгодные и сверхновые способы монетизации НИОКР и развивать инвестиционную культуру. Единственное, на что можно полагаться в отношениях с правительством — налоговые льготы и преференции, которые способствуют развитию отрасли в перспективе.