Как ранее писал Spot, 24 декабря открывается первый супермаркет Carrefour в Узбекистане. Французский бренд в страну заводит арабская Majid Al Futtaim, которая управляет им на условиях франчайзинга, — этим и объясняется разница в логотипах:

Фото: слева логотип супермаркетов Carrefour под управлением Majid Al Futtaim, справа — самой Carrefour.

Местным партнером выступает Akfa Group, поэтому супермаркеты разместятся в зданиях с Mediapark. У компании большие планы на Узбекистан — на первом этапе планируется открыть семь магазинов, среди которых три гипермаркета. Они разместятся на общей площади 17,4 тысячи кв. м.

Majid Al Futtaim выделит около $11 млн для выхода на рынок и инвестирует по $10 млн в год для поддержки расширения в ближайшие годы. В компании на протяжении многих лет тщательно планировали свой выход в Узбекистан:

«В настоящее время в Узбекистане отсутствует международный продуктовый ритейлер», — пояснял генеральный директор компании Хани Вайс.

Carrefour планирует работать с более чем 600 местными поставщиками, производителями и фермерами по всему Узбекистану. После запуска ассортимент будет до 40 000 продуктов.

Закрытия в России и Казахстане, успех в Армении и Грузии

Carrefour одна из крупнейших торговых сетей в мире, которая продолжает активно расти. Бренд присутствует практически во всем мире, но в случае с Россией и Казахстаном был вынужден покинуть рынок.

Republic писал, что когда Carrefour выходила в 2009 году на российский рынок, казалось, она просто растопчет местный ритейл. Недаром успешные проекты в стране — тот же «Перекресток», название которого — просто перевод слова Carrefour c французского, — строились с оглядкой на эту компанию, вторую на тот момент по выручке розничную сеть в мире.

«Но вместо боя военных барабанов вышла цирковая дробь», — отмечает издание.

Официальная причина, которую привел Carrefour после ухода с такого крупного рынка, было «отсутствие перспектив», хотя все остальные эти перспективы прекрасно видели — один только «Ашан» в том году открыл более 60 магазинов.

Собеседники издания отмечают, что, на самом деле, компания просто не разобралась в местном рынке и с самого начала выстроила неправильную ценовую политику — работая в формате гипермаркета, она и цены должна была держать на уровне основных конкурентов, но, несмотря на всю мощь глобальной сети, в России, в силу небольшого объема закупок, «продавить» поставщиков не получилось.

Несколько лет спустя история повторилась — в 2017 году Carrefour решил уйти с рынка Казахстана. В компании называли основными причинами девальвацию и жесткую конкуренцию.

Однако из слов собеседников Forbes Kazakhstan следовало, что причина та же, что была в России — непонимание реалий местного рынка. К примеру, французский гипермаркет планировал продавать бытовую технику, располагаясь рядом с одним из магазинов крупнейшей в стране сети по продаже техники Sulpak:

Carrefour в Казахстане.

Помимо этого, в супермаркете были широко представлены товары сегмента non-food, которые казахстанцы не привыкли покупать в гипермаркетах. Еще одной причиной называли неправильный выбор локации — целевая аудитория Carrefour проживает в центральной части города и не ездит закупаться в отдаленный от них район, где и был супермаркет.

Эксперт в сфере ретейла, генеральный директор компании Retail Space KZ Ержан Уразбаев говорил Forbes Kazakhstan, что, по его данным, все решения по развитию Carrefour Kazakhstan принимались арабской компанией Majid Al Futtaim в ОАЭ, а не в Казахстане. Это, в свою очередь, тормозило весь процесс.

Однако было бы ошибкой предполагать, что Carrefour не умеет работать на постсоветском пространстве — в Грузии бренд присутствует с 2012 года, в Армении — с 2015 года. И там, и тут супермаркетами управляет все та же Majid Al Futtaim. Особенно хорошо идут дела в Грузии, где у компании уже 30 точек (в Армении — три).

Carrefour в Грузии.

Компания грамотно отреагировала на пандемию и с лета открыла в Грузии еще 10 новых магазинов. В этом году Carrefour Georgia также объявила о ряде партнерских отношений:

  • в июле открылся первый Store in Store, когда в гипермаркете заработал магазин Miniso;
  • в ноябре вместе с сервисом Wolt запустили доставку продуктов;
  • в октябре начали продавать через платформу Vendoo:

Открывая новые магазины в сентябре, Carrefour назвали себя одним из крупнейших производителей рабочих мест на местном рынке.

В Узбекистане есть место для роста, но есть и локальность

В стране Carrefour, как и другим супермаркетам, придется конкурировать по большей части с базарами и рынками. Как отмечал руководитель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов, в приходе сети Carrefour в Узбекистан для компании много хороших новостей и интересных моментов.

Во-первых, это означает, что розничный рынок Узбекистана созрел для того, чтобы вызывать интерес международных игроков такого класса, что положительно отразится и на капитализации korzinka.uz.

Во-вторых, появление различных брендов и форматов служит развитию всего рынка и каждого его участника и, в особенности, это хорошо для потребителей. В частности, это означает появление новых форматов и каналов продаж и продвижения товаров, для потребителей увеличение выбора и разнообразия.

Управляющий сети супермаркетов Makro Роман Сайфулин сказал Spot, что рад приходу Carrefour в Узбекистан, так как ритейл тут все еще не особо развит и нужно конкурировать с базарами. По его словам, глубина и емкость рынка Узбекистана большая.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Комментируя свой уход из России, в Carrefour говорили, что не видят на рынке достаточных перспектив органического роста и возможностей для поглощений в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

В Узбекистане места для роста точно есть — общая доля всей современной розницы, и, это только в столице, в разрезе валового потребления продуктов питания и товаров первой необходимости оценивается в 8−9%. И это не говоря о регионах. Для сравнения, этот показатель в соседнем Казахстане превышает 45%, а в России составил уже более 75%. В Европе и США цифра приближается к 90%.

Руководитель Majid Al Futtaim Хани Вайс, аргументируя выбор в пользу Узбекистана, также говорил, что, по прогнозам, только ташкентский продовольственный рынок достигнет $5 млрд к 2023 году. Это, по его словам, открывает большие возможности.

Бренд выходит в Узбекистан в прекрасном финансовом состоянии — в 2019 году рост показали все основные показатели (выручка превысила €80 млрд, операционный доход — €2 млрд, чистый доход приблизился к €1,5 млрд). Для сравнения, когда компания запускалась в России, ситуация в концерне была нестабильна — выручка компании была чуть больше €24 млрд и показывала снижение до 2−3% в квартал.

С другой стороны, самая успешная розница часто местная розница — какие бы международные гиганты ни выходили в Англию, Казахстан, Россию или Германию, лидерами рынка все равно оставались местные супермаркеты, потому что локальность — преимущество. Особенно в ритейле.

Ранее Spot писал, что крупнейший ритейлер Казахстана Magnum Cash&Carry, одна из компаний, с которой Carrefour приходилось конкурировать в Казахстане, намерен выйти на рынок Узбекистана — компания планирует открыть не менее шести торговых точек, организовав в каждой до 500 рабочих мест.