На днях Clubhouse, который в середине февраля был самым скачиваемым приложением App Store Узбекистана, вылетел из первой сотни бизнес-категории. Из первых сотен общего рейтинга он выпал еще несколько недель назад.

«Я удалил давно», — ответил на вопрос о судьбе Clubhouse в Узбекистане автор Alter Ego Кирилл Альтман.

Еще пару месяцев назад Альтман был одним из самых популярных модераторов, управлял комнатой korzinka.uz и получал приглашения проводить беседы за деньги. Однако уже в начале марта количество локальных комнат начало стремительно снижаться, а к апрелю они и вовсе почти полностью исчезли.

Альтман объясняет спад популярности сервиса тем, что в Узбекистане не нашлось достаточной аудитории, ядра, которая давала бы интересный и полезный контент. Он заметил, что и в соседнем Казахстане та же ситуация, потому что «уже нет тех групп, что были вначале».

Похожая ситуация сложилась не только в Центральной Азии — в России ажиотаж вокруг Clubhouse тоже продержался меньше месяца. Интерес аудитории к соцсети стал падать еще в конце февраля, когда топовые комнаты, которые раньше регулярно слушали по 5000—6000 человек одновременно, стали собирать в два-три раза меньше пользователей.

Происходящее с соцсетью объясняют «волной хайпа» — на ее пике в Clubhouse пришли медийные личности (например, Олег Тиньков и Зафар Хашимов), за ними — их аудитория, которая «послушала-послушала и ушла».

Опрошенные Forbes эксперты отмечают, что соцсеть пока не заинтересовала молодежь, которая привыкла общаться, например, в TikTok и Instagram.

Clubhouse больше всего напоминает подкаст в реальном времени или радио. Контент в реальном времени — это сила, и участвовать в его создании дико интересно. При этом главная проблема в том, что сам пользователь должен подстраиваться под контент, а не потреблять его тогда, когда ему удобно. Это и ограничивает спрос со стороны условных тиктокеров.

Маркетолог Ферузхан Якубходжаев, который тоже на пике Clubhouse был одним из активных модераторов, согласен, что «приложение всё». По его словам, выяснилось, что в Узбекистане настолько низкая активность в целом, что сервис не оказался достаточно востребованным в долгосрочной перспективе.

Однако он считает, что выход версии для Android может изменить ситуацию. Похожего мнению придерживаются и российские специалисты, отмечающие, что «без Android пока это тусовка для своих».

В будущем Clubhouse займет свою нишу и будет выполнять функцию виртуальных пресс-конференций в аудиоформате. Большие звезды будут собирать большие эфиры. Нишевые знаменитости будут собирать комнаты на пару сотен человек. А маленькие комьюнити будут довольствоваться несколькими десятками слушателей.

Это совершенно нормальная ситуация — через то же проходили Instagram Live и Twitch. Как инструмент Clubhouse точно будет жить — всем время от времени необходимо делать конференции, собирать комнаты по интересам. Особенно учитывая непростую ситуацию в мире в связи с коронавирусом.

В прогнозах развития Clubhouse в СНГ проводится аналогия с ростом в США — там сервис уже год существует, он до сих пор растет, просто не так резко, а размазанно по времени.

В Узбекистане, скорее всего, будет так же: закончилась аудитория инноваторов, теперь придет время ранних последователей и раннего большинства.