Контейнерные грузоперевозки подорожали в разы с начала пандемии, пишет Bloomberg в заметке о глобальном кризисе в логистике и поставках.

Сейчас, согласно сайту Freightos.com, доставка контейнера морем из Китая в тихоокеанские порты США стоит $17 377. В начале 2020 года она обходилась в 10 раз дешевле.

По всему миру — от Китая до Великобритании и США — наблюдаются перебои с поставками сырья и товаров. Цепочки поставок пришли в «беспорядок», из-за чего наблюдается дефицит самых разных предметов и рост цен на них.

Коронавирус — не единственный виновник

Многие склонны винить в ситуации пандемию COVID-19. Но вирус — только один из факторов в нынешнем логистическом кризисе, указывают эксперты. Нехватка рабочих рук, устаревшая инфраструктура и проблемы с контейнерами также сыграли свою роль.

Нагрузку на цепочки поставок увеличивают попытки производителей пополнить запасы материалов. К этому добавляется растущий потребительский спрос (особенно в США) — покупатели сметают с полок товары первой необходимости, а часто и не только их.

Кризис поставок не начался внезапно и, скорее всего, не закончится быстро, заявляет издание. Также он повлияет на ускоряющуюся в разных странах инфляцию.

Растущие затраты на транспортировку, задержки в доставке, периодически пустеющие полки — эти проблемы останутся и в 2022 году, уверены многие аналитики.

Потребителям придётся готовиться к затяжному периоду высоких цен. Центробанкам предстоит испытание инфляцией их политики процентных ставок.

Цена низких издержек

Корни нынешней ситуации, отмечает издание, лежат в выстроенной глобализацией модели мировых производственных сетей. Компании протягивали свои цепочки во все уголки Земли в поисках наименьших затрат, чтобы удовлетворить акционеров и покупателей.

Система была настроена в первую очередь на эффективность, а не на устойчивость. Несколько десятилетий она работала без серьёзных потрясений, но COVID-19 изменил всё.

Нынешний кризис — лишь последний из целого ряда сбоев, которые с начала 2020 года вывели логистическую сферу из равновесия. Например, в американском порту Лонг-Бич близ Лос-Анджелеса сейчас ждут разгрузки 70 судов, а средний срок ожидания достиг 2 недель.

Издание предлагает разные варианты ускорения работ. Например, бизнес может инвестировать дополнительные средства в оборудование, инфраструктуру и зарплаты работникам сферы. Кроме того, власти могут потребовать перехода портов на работу 24 часа в сутки.

Ясно одно — пандемия и нанесённый ею урон вскрыли проблему ненадёжности в цепочках поставок. Предстоит большая работа по модернизации инфраструктуры, перенастройке системы на устойчивость и обеспечению на случай следующих перебоев.

Ранее Spot сообщал, что Пакистан упростил доступ узбекских грузов к своим портам.