Вместе с продажами электромобилей растёт и спрос на металлы для их аккумуляторов — лития, кобальта и никеля. В 2022 году рост цен на материалы продолжится, уверены в Bloomberg.

Мировой переход к «зелёной» экономике и энергетике подталкивает вверх спрос на металлы, используемые в производстве батарей. На «беспрецедентный» взлёт потребности в них накладываются проблемы с логистикой, обострившиеся с началом пандемии COVID-19.

Как следствие, подорожают как сами металлы, так и аккумуляторы. Массовое распространение электротранспорта — объявленное ключевой частью плана по сокращению атмосферных газов — может сократиться.

Цены на литий, кобальт и графит снизятся не раньше 2023 года, считает аналитик BloombergNEF Кваси Ампофо. Вместе с тем, никель может подешеветь уже к концу 2022 года.

Литий улетел

Котировки лития в уходящем году выросли более чем в 3 раза и обновили рекорд. Цены в ближайшем будущем останутся довольно высокими, прогнозируют в китайской Chengxin Lithium Group.

Причины — возросшее потребление материала, а также нехватка сырья — сподумена и рапы. Спрос на литий подогревают планы автопроизводителей увеличить выпуск электромобилей с 3 млн в 2020 до 60 млн в 2040 году.

Аналитики ожидают дальнейшего подорожания лития — в ближайшие годы предложение не сможет сравняться со спросом. Рынок сбалансируется не раньше 2025−2026 годов, считает эксперт Benchmark Mineral Intelligence Кэмерон Перкс.

Кобальт и никель

Кобальт за 2021 год стал вдвое дороже из-за проблем с поставками из Демократической Республики Конго — главного производителя металла. Волна омикрон-штамма может усугубить проблему и продлить период дорогих цен.

Вместе с тем, увеличение добычи кобальта в 2022 году благодаря расширению мощностей может сдержать рост цен, указал шанхайский трейдер Ван Вэнтао.

Рост цен на никель оказался скромнее — 17% за год. Однако расширение поставок из Индонезии может привести к профициту на рынке в следующем году, замечают эксперты. Кроме того, цена на него уже падала после начала производства никелевого штейна в Китае.

Дорогое удовольствие

Вместе с тем, с сентября отмечается резкое подорожание графита, вызванное дефицитом электроэнергии в Китае и, как следствие, спадом производства. Выпуск графита вряд ли восстановится ранее первой половины 2022 года, прогнозирует Bloomberg.

От цен на эти 4 материала в немалой степени зависит цена аккумуляторов — которая, в свою очередь, влияет на стоимость электромобиля в целом. Китайские компании уже сообщают о росте цен на батареи впервые с 2012 года.

По оценкам экспертов, электромобили сравняются с транспортом на ДВС при цене аккумулятора ниже $100 за 1 кВт⋅ч. Вследствие нынешнего роста цен это произойдёт не ранее 2026 года, считают в Bloomberg.

Ранее Spot сообщал, что импорт электромобилей в Узбекистан снижается третий месяц подряд после рекордного показателя в июле.