В 2021 году все надежды на возврат к стабильной, нормальной жизни разбились о ковидные реалии. Новый штамм «омикрон» свел на нет планы по выходу из пандемии благодаря вакцинации большей части населения.

У людей новости, связанные с ковидом, уже вызывают больше не страх, а скорее раздражение. Потому что за каждым таким событием следует очередная череда ограничений: на передвижение, работу, отдых и ведение бизнеса.

Коллективный иммунитет формируется не только к вирусу, но и негативным последствиям от него. Два пандемийных года научили ничему не удивляться, быстро перестраиваться под новые реалии и искать положительные стороны в любом кризисе.

Ведение бизнеса в Узбекистане и без этого всегда было сложным и рискованным занятием. А теперь предприниматели еще и вынуждены лавировать между удержанием бизнеса на плаву, заботой о сотрудниках и следованием порой нелогичным решениям правительства.

Все это делает героем каждого предпринимателя, который создает рабочие места, и кто сумел не только выжить в таких условиях, но и идти вперед. Мы собрали здесь главных героев в трех номинациях.

Кто и как выбирал

Редакция Spot. Мы с 2017 года пишем исключительно про бизнес в Узбекистане и набрали достаточную экспертизу, чтобы давать объективную оценку. При подсчете брались в расчет лишь достижения 2021 года. В качестве критериев учитывалась публичная активность компаний — сделки, привлеченные инвестиции, новые проекты и продукты, выход на другие рынки, а также присутствие в разных регионах Узбекистана.

Компания года — CLICK

Один из старейших и крупнейших игроков финтех рынка CLICK в этом году отметил 10-летие. Начиналось все с USSD-запросов, затем в разные годы к ним добавились сайт, приложение и Telegram-бот.

В 2019 году компания запустила электронный кошелек, в прошлом — выпустила фирменные карты.

За годы CLICK нарастил огромную базу клиентов — сервисом пользуются более 7,5 млн человек. Каждую секунду система обрабатывает 15 тыс. запросов, а в месяц совершается 35 млн транзакций. Но, компания на этом не останавливается.

В этом году она объявила о запуске своей экосистемы. В нее вошли маркетплейс с фирменной одеждой, аксессуарами и электроникой, доставка из которого осуществляется через почтоматы, обновленное приложение CLICK Evolution и новое приложение для детей CLICK Start, а также собственный аппарат для приема платежей.

Компания также активно развивает направление кэшбека. Запущен отдельный сайт, где представлены все предложения, а количество партнеров программы достигло 500. Ежемесячно пользователям в виде кэшбека возвращается 4 млрд сумов.

Финтех — одна из сфер, которая получило бурное развитие благодаря пандемии. Один из «аксакалов» сферы CLICK продолжает задавать на рынке тренды, за что получает звание «Компания года».


Генеральный директор CLICK Улугбек Рустамов. Фото: Евгений Сорочин / Spot

Предприниматель года — Евгений Пак

Последние два года при каждом ужесточении карантина в первую очередь под удар попадали заведения общественного питания. Так, летом этого года кафе, ресторанам, столовым и чайханам было разрешено работать только на открытом воздухе и ограниченное время — с 8:00 до 20:00.

Не только игроки рынка, но и другие предприниматели называли такие меры необдуманными. Череда ограничений привела к закрытию ряда заведений. Не все выдержали такие «американские горки» в регулировании сферы.

Любой бизнес, который сумел выжить в таких условиях, становится достойным похвалы, учитывая, что заведения общественного питания обеспечивают работой более двух млн человек по стране.

Основатель сети ресторанов Yaponamama Евгений Пак в прошлом году в разгар карантина запустил ресторан быстрого питания Mayor Tayyor и онлайн-магазин морепродуктов Yaponamarket.

Если в прошлом году Mayor Tayyor работал на доставку и самовывоз, то в этом году уже открылся филиал с посадочными местами. Кроме того, Пак запустил еще один проект — премиальный суши-бар Kaizen.

Главный проект Пака — ресторан Yaponamamа существует на рынке уже семь лет. Помимо открытия новых филиалов в столице, ресторан начал завоевывать еще и регионы. В марте открылся филиал в Самарканде, в октябре — в Бухаре.

Молодой, амбициозный Евгений Пак, который начинал заниматься мелким бизнесом еще в школьные годы, делает яркие, необычные для города проекты, расширяет географию присутствия, за что получает звание «Предприниматель года».


Основатель сети ресторанов Yaponamama, Mayor Tayyor и суши-бара Kaizen Евгений Пак. Фото: Евгений Сорочин / Spot

Открытие года — Roodell

Roodell Group работает на рынке Узбекистана с 2014 года. Компания является официальным импортером LADA, Kia, Renault.

Начинала она с поставок автомобилей LADA. Последние несколько лет наблюдался бурный рост продаж — в год компания реализовывала около 5−6 тыс. авто. В 2019 году начался импорт Kia, в этом — Renault.

Если все эти годы компания была только импортером, то с этого года начала производство автомобилей на заводе ADM-Jizzakh в свободной экономической зоне «Джизак».

На первом этапе запущен цех крупноузловой сборки с производственной мощностью 25 тыс. автомобилей в год. На заводе выпускаются 10 моделей Kia, Renault и LADA. Стоимость первой фазы проекта составила более $12 млн.

На втором этапе проекта стоимостью $216 млн будет освоена мелкоузловая сборка. Тогда завод сможет выпускать до 125 тыс. автомобилей, а годовой экспорт составит $150 млн.

В следующем году компания намерена запустить тестовую сборку электромобилей, чтобы изучить спрос потребителей на этот вид авто. Будущее за электрокарами, уверены в компании.

Roodell оценивает свою долю на рынке в 2% и планирует к 2025−2026 году достичь уровня 25%.

Автопром — один из самых монополизированных отраслей в стране. Запуск нового завода, выход зарубежных брендов на рынок Узбекистана ознаменует новую веху автомобильной истории. Roodell Group стоит у истоков этой истории, за что и получает звание «Открытие года».


Сооснователь Roodell Group Данияр Давлетияров. Фото: Евгений Сорочин / Spot

С героями 2019 и 2020 годов можно ознакомиться здесь и здесь.