На 1 июля в Узбекистане действуют 14 353 компании с иностранным капиталом. Из них каждое десятое открыто в этом году, сообщил Госкомстат.

Крупнейшая доля в списке совместных и иностранных предприятий приходится на Россию. Сейчас число компаний с их участием составляет 2654 (18,5%).

В первом полугодии российские инвесторы выступили учредителями 399 новых компаний. Это больше, чем за весь 2021 год — тогда они создали 356 компаний (около 30 в месяц).

Число новых предприятий с капиталом из России растёт начиная с марта. Тогда за месяц их появилось 56 или вдвое больше, чем в феврале. Пик регистраций пришёлся на апрель — 103 компании. Ещё 92 фирмы заработали в мае и 97 — в июне.

Второе место занимает Турция с 2032 фирмами, из которых 183 были созданы в январе-июне. Турецкие инвесторы ещё в июне обошли Китай — у последнего в Узбекистане 2011 предприятий в целом и 183 новых.

Также значительную долю занимают Казахстан с 1161 компанией (+ 100) и Южная Корея с 905 фирмами.

Новый интерес

Бизнес России вновь наращивает активность на узбекистанском рынке. Например, повышенный интерес к нему проявляют структуры холдинга USM — его владелец Алишер Усманов наращивает инвестиции в республику после введения санкций.

Дочерние компании USM приобрели Ucell, «Ахангаранцемент», контрольный пакет в «Капиталбанке» (позже перепродан). В апреле стало известно, что входящий в USM «Металлоинвест» стал акционером Ташкентского металлургического завода.

Другие российские компании также выходят или планируют выйти на узбекский рынок. Глава сервиса доставки Broniboy, в апреле запущенного в Ташкенте, указал на рост экономики и низкую конкуренцию как главные сильные стороны.

Одной из самых интересных для них сфер стал ритейл — Fix Price, «Доброцен» (позже ушёл), с недавнего времени «Магнит». Однако бизнес из России привлекают разные отрасли — от обуви до насосов, от медикаментов до удобрений, от недвижимости до ж/д перевозок.

С февраля — после начала боевых действий в Украине — ряд российских предпринимателей перевёл свой бизнес в Узбекистан. Особенно активно релоцируются IT-компании, в первую очередь — имеющие обширные связи с иностранными клиентами.

Ранее Spot писал, что российский оператор «Аэропорты регионов» планирует запустить авиакомпанию в Узбекистане.