Retro Garage существует с 2006 года и занимается полным восстановлением ретро-автомобилей.

Некоторые машины команда приобретает для последующей реставрации и продажи. За все время работы мастерская восстановила около 110 автомобилей различной сложности и содействовала в открытии музея ретро-автомобилей в Казахстане.

В интервью Spot основатель Retro Garage Дамир Гафаров рассказал о работе по заводским чертежам, зависимости от политической ситуации в мире и мечте об открытии музея винтажных авто.

Пришел в эту сферу случайно

В союзное время я окончил учебу на факультете самолетостроения Политехнического института в Ташкенте. Все специальности там были заточены под обучение специалистов для ТАПОиЧ. Свою официальную трудовую деятельность я начинал на этом заводе.

В 1991 году, когда мне было 19 лет, мы вместе с другом открыли студию кабельного телевидения. Ездили за оборудованием в Москву и Киев. Тогда охватили порядка 300 абонентов в одном из центральных районов столицы.

Затем, в 1993 году моим основным заработком стала полиграфия. В Москве я прошел учебный курс по освоению полиграфического оборудования, монтажа и дальнейшего сервисного обслуживания, впоследствии занимался этим достаточно долго. Вначале это была продажа оборудования и его сервисное обслуживание, а ближе к концу 90-х мы начали заниматься услугами. Был интересный период сотрудничества с Apple Computer (здесь был эксклюзивный дистрибьютер корпорации по регионам Центральной Азии), было много совместных проектов, продаж как мини-типографиям, так и госучреждениям.

Позже конкуренция выросла и многие компании работали практически «в ноль». В какой-то момент мы полностью закрылись и прекратили эту деятельность.

В 2008—2010 годах я работал в сфере рекламы, был техническим директором JCDecauxUZ (JCDecaux — крупнейший в мире оператор наружной рекламы — прим. Spot). После занимался строительством.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

С 2006 увлекся реставрацией ретро-автомобилей и считал это своим хобби. А в конце 2012 года принял решение создать профессиональную мастерскую. Сейчас это мой основной вид деятельности. Изначально мы располагались на территории сервис-центра ВАЗ. В 2014 году я уже взял в аренду большое помещение и мы перебрались туда. Сейчас располагаемся на территории общей площадью около 600 кв.м

В эту сферу я попал совершенно случайно. Мой товарищ из Казахстана начал собирать Волгу ГАЗ-21, однако ему не хватило сил и средств, чтобы закончить сборку. Тогда он предложил мне выкупить этот автомобиль, завершить его восстановление и продать. Так ко мне попала первая машина. Мы собирали её вместе с ребятами, которые работают со мной по сей день. Мы завершили сбор Волги и показали нашим друзьям из Казахстана. Им все понравилось и машину купили. Затем выяснилось, что она была приобретена для встречи делегации высокопоставленных лиц.

На сегодняшний день в Узбекистане любителей ретрокаров не так много. Значительная часть моих заказчиков — из Казахстана. В 2020 году, когда границы были закрыты, мы начали активнее работать на локальном рынке.

Мы никогда не занимались обычным автомобильным сервисом

До 2020 года мы закупали интересные нам ретроавтомобили, складировали их и показывали клиентам, которые выбирали понравившуюся машину для реставрации. Иногда клиенты обращаются к нам уже со своими ретро-карами и мы реставрируем их.

Наш бизнес делится на несколько частей — мы занимаемся реставрацией, есть те, кто занимается поиском запчастей, и те, кто занимается подбором машин для реставрации.

Я принимаю непосредственное участие практически в каждом проекте. В мои задачи входит общее руководство, обеспечение мастеров заказами, финансирование, поиск запчастей и материалов, контроль качества.

Сейчас наша команда уменьшилась, но бывало, что она доходила до 20 человек. Сегодня в компании около 12 работников, из них постоянных — 7−8.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы выполняем полный цикл реставрационных работ — это кузовные, малярные работы, капремонт механики, пошив салона и прочее. На сторону мы отдаем только гальванику (хромирование или цинкование деталей) и очистку кузова пескоструйным методом.

Минимальный срок реставрации — полгода. Дольше всего мы работали над автомобилем ЗИС 110Б, на реставрацию которого ушло 3 года.


ЗИС 110 Фото: архив компании

Все машины мы отдаем полностью в технически исправном состоянии, а также предоставляем годовую гарантию. Если с машиной что-то произошло по нашей вине — мы за это отвечаем.

Все ввозимые из вне автомобили официально проходят необходимые процедуры таможенного оформления и декларирования. Раньше при вывозе автомобилей наши заказчики были вынуждены оплачивать штраф за просрочку по кубатуре, к примеру, за Газ 24 он составлял $24 в сутки. По закону автомобили с казахстанским учетом не могли находиться на территории Узбекистана более 90 дней, а так как минимальный срок реставрации — шесть месяцев, по итогу сумма набегала немаленькая. Сейчас стало все гораздо проще, автомобили приходят к нам как товар, уплатив пошлины в размере 1 БРВ (300 тыс. сумов на момент публикации — прим. Spot) и услуги брокера 1 БРВ мы получаем в работу автомобиль практически без ограничения срока.

Конкуренты

В Ташкенте есть сервисы, которые восстанавливают ретро-автомобили «кустарным» способом, то есть реставрируют только внешнюю часть, а внутренности оставляют как есть. Чаще всего после них люди приходят к нам на переделку. В этом году мы переделываем чужие работы уже в четвертый раз.

Сейчас у нас есть постоянные клиенты. Например, есть группа людей, которая каждый год покупает своему руководителю автомобиль ко дню его рождения. Есть люди, которые находят автомобили своих дедушек в каких-нибудь колхозах и привозят их нам для восстановления в качестве семейной реликвии.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В самый пик, за год мы восстанавливали до 20 машин разной сложности. В общем, мы восстановили порядка 110 машин, около 20 из них были для заказчиков из Узбекистана.

К нам часто поступают запросы на аренду ретро-автомобилей, отреставрированных нашей мастерской. Поэтому недавно мы договорились с некоторыми из наших заказчиков о возможности давать машины в аренду для фотосессий или обслуживания мероприятий. Чаще всего вместо оплаты аренды мы договариваемся о взаимовыгодном сотрудничестве, например, мы предоставляем авто, взамен получаем рекламу на интересующих нас ресурсах.

Основная сложность — запчасти

Подбирать нужные оригинальные запчасти все сложнее, их все меньше, как и хороших автомобилей. Сейчас очень сложно найти ценные модели в хорошем состоянии. Еще 5−10 лет назад сделать это было значительно проще.

Примечательно, что в Узбекистане, в сравнении с Казахстаном, находится больше деталей и сохранившихся автомобилей. Наш народ по своей природе очень запасливый и бережливый. Находится очень много «законсервированных» с советских времен ретро-машин в приличном состоянии в частных гаражах. К тому же в нашем климате машины сохраняются лучше, чем в Казахстане или других регионах бывшего СССР. Недавно нам предложили Жигули 2106 1993 года с нулевым пробегом, владельцы до сих пор даже не ставили ее на учет.

Детали мы приобретаем в Украине, России, Беларуси и кое-что находим в Узбекистане. Для некоторых машин у нас есть заводские чертежи, то есть все чертежи, по которым машины производились раньше на заводе. И по ним некоторые запчасти мы заказываем на заводах. Например, когда мы собирали кабриолет ЗИС 110Б (на такой ездил Сталин) нам пришлось заказывать много запчастей.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Машины-доноры. Иногда мы покупаем неплохую машину, но в комплекте чего-то не хватает. И какие-то запчасти невозможно найти. К таким машинам покупается автомобиль «донор», от которого может понадобиться лишь несколько деталей. Обычно такие доноры стоят недорого.

Мы очень зависим от общей финансовой и политической обстановки.

В 2020 году мои мастера зарабатывали больше, чем я, потому что из-за пандемии и карантина заказов было мало и мне было важно сохранить команду и бизнес. В начале 2022 года были события в Казахстане и это также отразилось на нашей работе.

Когда в Узбекистане насытятся дорогими современными машинами, ретрокары станут более востребованными

К нам приезжают те, у кого уже есть машины. Больше заказчиков из Казахстана, видимо, потому что там все появляется немного раньше, чем у нас. Им сейчас трудно чем-то удивить друг друга. Поэтому они могут купить ретро-авто в качестве эксклюзивного подарка друзьям или близким.


Фото: архив компании

Была история, когда по базе ГАИ нашли машину из 90-х годов, привезли в нашу мастерскую и мы ее восстановили. Человек, получивший в дар этот автомобиль, испытал нереальные радостные эмоции.

Мечтаю о музее ретро-автомобилей в родном городе

Помимо того, что мы реставрируем на заказ автомобили клиентов, мы и сами покупаем ретрокары для их последующей продажи. Цены на машины, которые мы покупаем, могут быть разными. Например, Жигули, которую нам недавно предлагали под реставрацию, продают за $11 тыс. Эта машина стоит того, ее хранили с 1993 года, она в заводском состоянии. После реставрации ее стоимость вырастет в разы.

Сейчас у нас в мастерской есть автомобили времен СССР стоимостью от $1,5 до $100 тыс., а когда-то такие машины в СССР люди выигрывали в лотерею, их выдавали большим чиновникам, либо для съемок кино.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы ведем социальные сети и запускаем рекламу на казахстанском сайте kolesa.kz. Также принимаем участие в автомобильных выставках. Это дает нам возможность продемонстрировать свои работы большому количеству людей, пообщаться с прессой: про нас снимали множество передач, в том числе на казахстанском телевидении. Это помогает привлечь внимание к теме ретро-автомобилей.

Участие в подобных мероприятиях не дает нам много заказчиков. Например, с выставки в Tashkent City не получили ни одного клиента, но видели какие эмоции восторга выражали посетители и это стимулирует нас не останавливаться на достигнутом и расти дальше.

Показ автомобилей в Amirsoy в 2020 году был продуктивным, там была хорошая реклама, на нас вышла пара заказчиков. Но основная реклама — это все же сарафанное радио, наши машины, на которых ездят по городу, и, конечно, качество наших работ.

Мы были партнерами при открытии музея автомобилей в Шымкенте. Инициатива и финансирование были от нашего друга и клиента, с которым мы работали на лояльных условиях и предоставили 24 автомобиля и 4 мотоцикла. Сейчас в Нур-Султане также строится большой музей, где будет представлено порядка 40 наших работ.

Моя большая мечта — чтобы в Ташкенте был музей ретро-автомобилей. Такие есть в России и Казахстане. Сами мы не можем финансировать такой проект — это очень большие деньги. Создание такого музея — это не бизнес-проект. Я был бы рад посодействовать его созданию и очень хотел бы, чтобы в моем родном городе был такой музей.