Spot продолжает серию материалов про рабочие пространства различных компаний, которые создают максимально комфортные условия для работников. Разбираемся, зачем руководству вкладываться в это, какие «плюшки» есть у сотрудников и почему необходимо укреплять корпоративную культуру.

Председатель правления TBC Bank Uzbekistan Спартак Тетрашвили рассказал, почему сотрудникам не надо ходить в костюмах, какой у них график и условия работы.

TBC в Узбекистане

За 2 года работы в Узбекистане мобильное приложение TBC скачали более 3 млн раз. На сегодняшний день в 10 офисах по всей республике работает более 600 человек, из них более 300 — в центральном офисе в Ташкенте.

В общей сложности за 2 года в компанию было инвестировано около $83 млн. С октября 2022 года компания вышла на окупаемость.

Как устроен офис

Атмосфера в первом цифровом банке в Узбекистане в корне отличается от той, что царит в традиционных банках: здесь нет сотрудников в костюмах и галстуках и привычных кабинетных условий.

В целом рабочее пространство представлено в виде опенспейс, без каких-либо перегородок между работниками. Есть также несколько небольших комнат для проведения переговоров и встреч. Формат опенспейс предполагает, что у сотрудников нет закрепленных мест и они могут работать где угодно. Нет отдельных кабинетов и у руководства банка. Все работают в одном общем пространстве.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

В прогрессивном банке — прогрессивные условия. На входе стоит система распознавания лица Face ID. Яркие акцентные стены с вдохновляющими надписями, брусья и кольца, чтобы размяться после долгой напряженной работы.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Во время перерыва можно сыграть партию в настольный футбол, дартс, покачаться на качельке, отдохнуть в лаундж-зоне. Здесь также часто проводятся встречи и тренинги, как со спикерами-сотрудниками компании, так и с приглашенными гостями.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

На каждом этаже есть небольшая кухня с кофепоинтом. Дважды в неделю сотрудников угощают свежими фруктами за счет компании. В конце коридора — баки для сортировки мусора. Это результат коллаборации TBC с Hashar Week. TBC настолько «топят» за экологию, что даже сохранили дерево прямо внутри офиса.

Фото: Евгений Сорочин / Spot, TBC

Компания начинала с аренды одного этажа здания, затем, по мере расширения, стали брать и другие этажи. Сейчас центральная часть офиса занимает пять этажей здания на улице Тараса Шевченко, а также несколько построек в округе.

«Мы реализуем идеи по мере необходимости. Например, в самом начале сломали много стен, чтобы сделать опенспейс. Потом пришла идея их разрисовать. Провели конкурс среди студентов Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода. Они бесплатно расписали почти все стены. Конечно, мы оплатили все расходные материалы, выделили бюджет на организацию и проведение конкурса, подарки.

И так по каждому вопросу, то есть у нас нет дизайнеров, отдельных людей и бюджетов. Все это недорого обходится, потому что нам не нужно каких-то люксовых атрибутов. Мы стремились создать уютную атмосферу. А для создания уюта не надо много денег, нужна только хорошая идея.

На ремонт 1 квадратного метра в среднем уходит $150, всего у нас здесь 2500 кв.м. Но это не означает, что мы потратили $375 тыс, потому что мы тратили только там, где ломали и создавали что-то новое. Трудно назвать какую-то определенную цифру инвестиций, потому что продолжаем вкладываться в улучшение условий.

Зачем вкладываться в создание удобств

Проводя на работе больше половины жизни хочется, чтобы здесь были хорошие условия. А как определить, какие именно условия будут хорошими? Ведь для каждого человека это могут быть совершенно разные понятия. Для кого-то — это сидеть в кабинете с телевизором в большом кресле, с ассистентками, которые постоянно готовят кофе, для других — работать вместе с коллегами, одновременно играя в компьютерные игры. Каждому свое. Также у нас pet-friendly офис: можно приводить домашних питомцев. Часто сотрудники приводят детей, что делает наши рабочие будни веселее.

TBC

Но мы все люди и все равны. Это базовый принцип, по которому строится все в нашей компании. Конечно, в компании у всех разная степень ответственности. Это другое. Но то, что мы все равны, это однозначно. Тот факт, что у меня больше ответственности не дает мне права на кого-то смотреть свысока, плохо обращаться или создавать для себя больше комфорта.

В TBC не рождались директорами. Все начинали с нуля. Мы видели, что нам нравилось, что не нравилось. Как вели себя наши начальники. Понимаем, что мы все люди и нам нравятся одинаковые вещи. Поэтому мы стараемся сделать так, чтобы работа была в наслаждение.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Конечно, случаются трудные времена, когда много задач, стресс и т. д. Если найти баланс между крутой атмосферой, дружелюбным общением, классной командой и всеми трудностями, тогда все это работает. А если стресс, катастрофы, а еще и плохая атмосфера, тогда люди просто не смогут работать долго.

Корпоративная культура

Важным принципом корпоративной культуры является отсутствие иерархических стереотипов. У нас нет секретарей. Для того, чтобы решить какой-то вопрос не надо ни к кому записываться и ждать. Каждый сотрудник в любое время может обратиться ко мне по любым вопросам. Для многих нанятых сотрудников, которые имеют опыт работы в других местных банках, это было шоком в начале работы, потому что многие из них за 3−4 года работы в банке ни разу не видели своего директора в лицо. А в TBC я общаюсь с командой каждый день.

Мы постоянно работаем над совершенствованием атмосферы в команде. Каждый квартал у нас подводятся итоги по NPS (Net Promoter Score — индекс потребительской лояльности — индекс определения приверженности потребителей товару или компании / бренду, используется для оценки готовности к повторным покупкам — прим. Spot). В целом, этот индикатор дает ответ на вопрос: «Получив определенную услугу, посоветовал бы ты данную компанию своим друзьям?»

Кроме того, есть также показатель ENPS (Employee Net Promoter Score), то есть работая в компании, позовет ли человек других работать здесь. Мы обсуждаем это с сотрудниками ежеквартально, спрашиваем какие есть проблемы, как их можно решить. Ежемесячно мы проводим различные активности для повышения индикатора ENPS, над этим работает команда Intercommunication (внутренней коммуникации). Также каждый месяц проводятся различные конкурсы, ориентированные на достижения сотрудников.

График работы

Конечно, у нас есть установленные часы работы — с 10:00 до 19:00. Но если у сотрудника есть личные дела, то он может прийти в 8 утра, выполнить поставленную задачу и уйти. Но как правило, у нас так не бывает, потому что работы очень много.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

У сотрудников также есть возможность работать из дома. Однако результаты карантина, когда все работали удаленно, показали, что люди, которые проработали из дома более полугода, не могут показывать эффективные результаты. Это связано с тем, что сотрудники привыкают к домашней атмосфере и переносят фокус внимания на какие-то свои личные, домашние дела. Тем самым, работают уже не полноценные 8 часов, теряется прелесть коридорных разговоров и обсуждений новых идей за чашкой кофе на кухне. Многие даже умудрялись находить вторую работу. Но это неправильно. Из-за такого подхода страдает компания. Поэтому думаю, что полностью удаленная работа менее эффективна, но мы приветствуем сбалансированное сочетание удаленки и офисной работы.

В среднем сотрудники проводят по 10 часов в офисе. Исключением являются сотрудники колл-центра, которые работают строго 8 часов. Лично я прихожу на работу к 10 утра и могу уйти в 8 вечера, а могу и в час ночи. Потому что задачи, которые нужно решать, не заканчиваются. Все зависит от нагрузки.

Конечно никто никого не заставляет перерабатывать. У каждого сотрудника есть KPI и каждый сам знает, сколько ему надо работать. Но если я вижу, что человек постоянно уходит пораньше, это означает, что ему дали мало задач.

Как мотивируют сотрудников

У сотрудников Head Office помимо зарплаты есть возможность получать ежемесячные бонусы, которые зависят от выполненных задач. Сотрудникам Back Office выплачиваются ежегодные бонусы, так как у них задачи более долгосрочного плана.

Отдельной инициативой стали поездки лучших сотрудников квартала в Грузию. Каждые четыре месяца 5−6 работников отправляются в 10-дневное путешествие, где у них есть возможность отдохнуть и познакомиться не только с культурой страны, но и с грузинскими коллегами.

Часто проводятся маркетинговые акции для команды, когда компания дарит выпускаемые мерчи.

Обучение и карьерный рост

В компании поощряется стремление к саморазвитию. Мы проводим много образовательных лекций и семинаров. Недавно проводили встречу с Акмалем Салиховым по теме VR-технологий. Зачастую встречи проводят и сами сотрудники для того, чтобы происходил обмен опытом и взращивание кадров внутри компании.

Кроме того, мы стараемся финансировать получение образования. Так, недавно одному из сотрудников оплатили 85% от стоимости обучения в Alpha Education.

Команда состоит из локальных сотрудников, за исключением пяти экспатов, которые занимают руководящие позиции. TBC — новая компания, а это означает, что есть гораздо больше возможностей для карьерного роста, чем в других — уже устоявшихся компаниях. Это связано с тем, что как правило в новых компаниях много вакансий, в то время как в старых компаниях почти не бывает открытых вакансий, так как штат сформирован.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Есть сотрудники, которые уже 3−4 раза получали повышение за 2 года работы, начиная с самых низов, сейчас некоторые из них уже даже руководят отделами. Думаю, такая тенденция сохранится и в будущем. И через пару лет у нас не будет потребности в найме специалистов на руководящие позиции, так как у нас будут свои выращенные кадры.

О жизненном балансе (work-life balance)

Если хочется добиться каких-либо результатов в карьере, необходимо этот баланс перетаскивать в сторону карьеры. Раньше мне не хотелось верить, но теперь я понимаю, что это правда. Потому что человек, обладающий идеальным жизненным балансом, ничем не отличается от посредственных людей. Такой человек ничем не выделяется. Это не хорошо и не плохо. Просто каждый сам определяет для себя приоритеты в жизни.

Если не уделять времени какому-то делу больше, чем среднестатистический человек, не получится достичь успеха и каких-то выдающихся результатов. Именно поэтому мы так много работаем. Я уверен, во многом благодаря этому мы добились таких результатов за два года, которых некоторые банки могут добиваться десятилетиями.