Узбекистан отказался от покупки иностранных гособлигаций для диверсификации золотовалютного резерва. Об этом пишет Bloomberg.
В 2019 году Минфин и ЦБ высказывались о планах сократить долю золота в активах республики — тогда она составляла половину от их объёма. Взамен предполагалось приобрести ценные бумаги США, Китая и других стран.
Однако с тех пор и объём золотого запаса, и его доля в общем резерве выросли. Сейчас драгметалл составляет почти две трети от суммы внешних активов Узбекистана — это один из наибольших показателей среди развивающихся стран.
«Мы думали инвестировать в казначейские облигации [США], но сам рынок удержал нас от этого», — заявил в разговоре с изданием замглавы ЦБ Бехзод Хамраев.
Поворотным моментом стал резкий рост цен на золото в 2020 году. На фоне пандемии COVID-19 и торговой войны США с Китаем цена тройской унции в июле-августе впервые превысила $2000. За тот год Узбекистан экспортировал драгметалла на $5,8 млрд.
Золото снова привлёк внимание инвесторов с началом конфликта России и Украины — на фоне расширения санкций биржевые цены снова достигали $2000 за унцию. ЦБ продал из золотого запаса 50 тонн на сумму $2,97 млрд.
С тех пор драгметалл показывает затяжной спад цен, в то время как доллары и облигации США укрепились. Однако и в этой ситуации ЦБ выигрывает, указал Хамраев — растут проценты по депозитам в зарубежных банках, на которых хранятся валютные резервы.
«В этом компромисс: цены на золото ниже, но ставки по депозитам лучше», — добавил он.
Регулятор вновь наращивает золотой запас — только в III квартале он увеличился на 26 тонн, уступив лишь Турции. На конец сентября в резерве ЦБ находилось 388,8 тонн золота.
По данным Bloomberg, за октябрь цифра увеличилась до 399 тонн и второй раз подряд обновила рекорд за время публикации статистики. Всего регулятор с начала года купил 86,5 тонн металла
«Для нас есть два фактора — текущая цена и будущая цена. Растёт ли цена, или уже достигла пика и будет падать? Это тот момент, которого мы ждём», — описал Хамраев принятие решений о продаже золота.
Если же цена продолжает увеличиваться, то ЦБ «лучше подождёт», добавил он. Чтобы не продавать золото по невыгодной цене, для поддержания ликвидности регулятор проводит своп-сделки с суверенным фондом Узбекистана.
Обычно в моменты кризиса золото дорожает, отметил замглавы ЦБ. «Большой вопрос» заключается в том, сможет ли оно показывать рост при снижении общей ликвидности.
Ранее Spot сообщал, что внешние активы Узбекистана во втором квартале прибавили $428 млн.