Казахстан к 2024 году рассчитывает полностью обеспечить себя яблоками и нарастить их экспорт, сообщает ElDala со ссылкой на министра торговли Серика Жумангарина.

В это время, как отметил чиновник, ожидается выход заложенных ранее яблоневых садов на стадию зрелости и полного плодоношения. Валовый сбор яблок увеличится до 352,5 тысяч тонн и покроет весь объём внутреннего спроса.

Жумангарин назвал Узбекистан одним из перспективных рынков для экспорта яблок, так как местные поставщики не могут удовлетворить потребность на местном рынке. Однако для поставок товаров через казахстанско-узбекистанскую границу действуют неравные условия, отметил он.

Например, для ввоза растительной продукции в Узбекистан требуется более 20 документов, что означает лишнюю волокиту для казахстанских экспортёров. При этом для экспорта узбекистанской продукции в Казахстан необходимо только два документа.

Кроме того, на торговле с Узбекистаном сказывается политика таможенных пошлин, НДС и других сборов в отношении импортной продукции. Например, для импортных яблок из любой страны установлена таможенная цена в $1 за килограмм.

В результате цена килограмма казахстанских яблок при пересечении границы вырастает до 500 тенге, что снижает их конкурентоспособность. Себестоимость поставки яблок на узбекистанский рынок Жумангарин оценил в 250−350 тенге или в 1,4−2 раза дешевле.

Для развития взаимной торговли Казахстан ведёт переговоры с Узбекистаном на тему пересмотра условий. Правительство добивается уравнивания условий для экспортно-импортных операций между двумя странами, сообщил министр.

По данным Минторга, за 11 месяцев 2022 года Казахстан экспортировал 2,66 тысяч тонн яблок или вдвое меньше предыдущего года. Их стоимость составила $1,6 млн — на 36,7% меньше прошлогодней. Основными покупателями стали Россия, Узбекистан и Монголия.

Импорт яблок в этот же период составил 83,3 тысячи тонн (-14,6%) на сумму $34,7 млн (-9,6%). В число главных поставщиков тоже вошёл Узбекистан.

Ранее Spot писал, какие меры в Казахстане предлагают принять против «серого» транзита зерна.