Налоговый комитет выпустил официальный комментарий по поводу ситуации с Yandex Go («Яндекс Такси») в Узбекистане.

Как указали в ведомстве, приложением управляет зарегистрированная в Нидерландах компания Ridetech International BV (ранее Yandex Taxi BV). На данный момент к её платформе подключены 135 узбекистанских компаний пассажирских перевозок.

В 2021—2022 году суммарная выручка агрегаторов от оказания услуг через Yandex Go составила 1,059 трлн сумов. Из них 5% составляет комиссия местных таксопарков и 11% — владельца платформы.

Общая выручка Ridetech International в Узбекистане составила 116,5 млрд сумов. Согласно требованиям Налогового кодекса (ст. 255), таксопарки оплатили 17,5 млрд сумов налога на добавленную стоимость за оказанные нидерландской компанией услуги.

Кроме того, узбекистанские компании такси оплатили 15,2 млрд сумов налогов со своей доли поступлений (53 млрд сумов). Основную часть этого объёма или 9,7 млрд сумов составил НДС, ещё 3,9 млрд — НДФЛ и 1,6 млрд сумов — налог на прибыль.

Доходы от права на пользование платформой Yandex Go подлежат обложению налогом как роялти. Однако между Узбекистаном и Нидерландами действует договор об избежании двойного налогообложения, из-за чего ставка налога снижена до нулевой.

Основная часть выручки за перевозки — 84% — достаётся водителям, подключённым к платформе. За последние два года эта сумма составила 889,6 млрд сумов.

Водители Yandex Go регистрируются как самозанятые (официально новый порядок вступил в силу с 1 сентября 2022 года — Spot). Поэтому их доходы не облагаются налогами и полностью остаются в распоряжении получателей, подчеркнули в ГНК.

Сейчас ведомство работает над интеграцией Yandex Go с информационной системой налоговых органов. Среди прочего это позволит автоматически генерировать чеки с фискальной отметкой за поездки.

В конце февраля несколько блогеров выступили в соцсетях с критикой Yandex Go за отказы в приёме безналичной оплаты и неясный правовой статус. Отмечались также проблемы с выдачей фискальных чеков сервисами «Яндекса».

Комитет по развитию конкуренции в ответ сообщил, что ведёт исследование рынка такси и запросил необходимые данные у компании. В ведомстве отметили трудности в регулировании из-за отсутствия юрлица у цифровых платформ, но указали, что это «не входит в компетенцию комитета».

Ранее Spot писал, что «Яндекс» запустил в Узбекистане свой сервис доставки Yandex Eats.