Экосистема Uzum планирует в ближайшее время запустить сервис доставки готовой еды и продуктов из магазинов и ресторанов. О планах компании РБК рассказали сооснователь Uzum Джасур Джумаев и советник холдинга Борис Добродеев.

По словам Добродеева и Джумаева, модель сервиса доставки еды совместит в себе подход российских компаний Delivery Club и Ozon fresh.

С этой целью Uzum собирается развивать сеть дарксторов (магазин-склад для выдачи товаров) по всему Узбекистану.

Тем не менее, компания не будет доставлять собственную готовую еду из-за нерентабельности.

Несмотря на слова в интервью российскому Forbes, в котором Добродеев поделился планами по открытию инвесткомпании для работы в Казахстане и Узбекистане, он сообщил, что не может создавать другие компании, ориентирующие на те же направления бизнеса, что означало было бы прямой конфликт интересов. Добродеев заверил, что Uzum полностью сосредоточен на рынке Узбекистана.

Джумаев рассказал, что идея создания Uzum пришла ему несколько лет назад, но в тот момент проникновение мобильных приложений в стране было на достаточно низком уровне.

Цель проекта Uzum — сделать крупнейшую в Узбекистане экосистему с развитой электронной коммерцией.

В данный момент компания ведёт переговоры с «крупнейшими международными инвестиционными фондами с Ближнего Востока». До конца 2023 года Uzum намерен привлечь $300 млн. По словам Джумаева, эти фонды сами проявили заинтересованность к проекту, так как им понравилась модель ведения бизнеса.

В течение трёх лет Uzum планирует провести первое публичное размещение акций (IPO) на международной бирже или нескольких биржах.

Однако пока не решено, на каких именно биржах будет проводиться IPO.

Для выкупа доли «Капиталбанка» и запуска маркетплейсы партнёры привлекли средства местных предпринимателей — до «нескольких десятков миллионов долларов». В свою очередь, инвесторы получили часть в капитале компании.

С момента официального запуска в середине прошлого года Uzum удалось выйти на 29 городов Узбекистана, а также построить собственный склад площадью 27 тыс. кв. метров.

Глава агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров высказал предположение, что к началу текущего года сумма инвестиций в Uzum Market могла составить до $100 млн без учёта интеграции банка. Другой эксперт рынка электронной коммерции оценил инвестиции в $50−100 млн.

Uzum прогнозирует, что к концу 2023 года товарооборот должен достичь $150 млн. Однако перед компанией не стоит цель по выходу на безубыточность.

«На этапе развития мы тратим все средства на создание инфраструктуры и логистики. Нам важно захватить максимальную долю рынка и перескочить через стадию окончательного формирования офлайн-рынка в Узбекистане сразу к онлайн-торговле», — сообщил Джумаев.

По словам нескольких источников на российском IT-рынке, к проекту Добродеева в Узбекистане присоединилась часть команды VK и «AliExpress Россия». Uzum подтвердил присоединение сотрудников Ozon, «Яндекса» и Delivery Club. Сейчас в команде числится до 5 тыс. сотрудников, из которых 500 — IT-разработчики. Однако местные IT-специалистов составляют до 80% от общего количества разработчиков.

В планах компании до конца года нанять дополнительно 2 тыс. сотрудников и открыть собственную академию разработчиков.

Говоря о перспективах, Джумаев выразил уверенность, что Uzum не имеет серьёзных конкурентов на рынке электронной коммерции, так как их команда «лучше других понимает локальную специфику рынка».

По оценке партнера Data Insight Федора Вирина, современный рынок интернет-торговли в Узбекистане напоминает состояние российского рынка в начале 2010-х годов, когда доля интернет-торговли составляла несколько процентов от рынка всего ритейла.

«Недавно появившиеся Uzum и Zoodmall в состоянии существенно увеличить объем рынка, потому что ключевая проблема в Узбекистане — полное отсутствие инфраструктуры для интернет-торговли и привычки потребителей покупать через интернет», — сказал он.

Бурмистов ожидает роста электронной коммерции в Узбекистане на 50% в год в течение четырёх-пяти лет. По его словам, для выхода на лидирующие позиции — в условиях конкуренции со стороны Zoodmall, Wildberries, AliExpress, казахского «Каспи» и OLX — Uzum необходимо инвестировать $200 млн в ближайшие три года.

Ранее Spot писал, что совладелец Uzum Бахром Кадыров может войти в наблюдательный совет «Капиталбанка»