Спрос российского бизнеса на складские пространства в СНГ вырос вдвое к прошлому году, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные NF Group.

К началу весны компании из России размещали запросы почти на 400 тысяч кв. м. помещений в странах ближнего зарубежья. Аналитики связывают рост потребности, начавшийся ещё в 2022 году, с организацией «параллельного импорта» товаров от компаний, ушедших из страны.

По данным российской таможни, за неполные 9 месяцев после запуска «параллельный импорт» из США, Евросоюза, Японии составил $20 млрд. Основным каналом ввоза этих товаров стали Беларусь и центральноазиатские республики.

Ряд международных фирм считает работу в СНГ возможностью для продолжения присутствия в России, заявил вице-президент Noytech Supply Chain Solutions Евгений Макаров. Сейчас его компания запускает проекты по поставке товаров на российский рынок через соседние страны.

NF Group особо отметила спрос на склады от крупных ритейлеров и маркетплейсов, а также от логистических операторов. Как указал коммерческий директор Ghelamco Александр Перфильев, на Wildberries и Ozon приходится 80% подобных запросов.

Так, Wildberries ещё в конце прошлого года объявила о планах расширить складские помещения в Казахстане. Компания предварительно договорилась с акиматов Алматы о возведении за $100 млн логистического центра.

До этого руководство маркетплейса посетило Ташкент для переговоров с узбекистанским правительством. По информации МИПТ (тогда — МИВТ), в строительство логистического комплекса в столице предполагается инвестировать $130 млн.

При этом обостряется дефицит предложения. Как отметил партнёр NF Константин Фомиченко, свободные площади в логопарках Узбекистана не превышают 4,5%, в Беларуси — 2,8%, а в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Грузии, Армении почти отсутствуют.

Возможным выходом старший директор отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антон Алябьев считает заказ строительства складов под свои нужды (built-to-suit). Однако этому мешает отсутствие профессиональных игроков в этой сфере, что позволит занять нишу российским компаниям.

Ранее Spot публиковал мнение эксперта, как Узбекистану встроиться в Евразийский транспортный каркас.