В современном мире мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Появление мессенджеров, соцсетей, видеозвонков изменили способы общения.

The Washington Post опубликовала статью о новом этикете телефонных звонков. Автор статьи Хезер Келли вместе с экспертом по этикету разбиралась, когда допустимо отправить голосовое сообщение, позвонить несколько раз подряд или ответить на звонок в общественном месте.

Неписанные правила коммуникационного этикета различаются в зависимости от отношений человека с собеседником, возраста и контекста звонка.

Вот несколько правил, которые приведены в статье:

  1. Не оставляйте голосовые сообщения, если у вас есть информация, которую необходимо передать точно и своевременно, лучше изложить ее письменно в виде текстового сообщения.

  2. Помните, что расшифровщик не всегда точен: большинство девайсов могут расшифровывать голосовые сообщения, поэтому есть вероятность, что собеседник не слушает ваш голос, а читает, возможно, неверную текстовую версию.

  3. Исключения тоже есть: если вы уверены, что собеседник хочет услышать ваш голос, то не бойтесь отправлять голосовое сообщение или позвонить. Например, чтобы поздравить с праздником или обсудить приятную для обоих тему.

  4. Напишите сообщение перед звонком: звонки без предупреждения вызывают стресс.

  5. Вы не обязаны отвечать на телефонный звонок: если вы заняты, просто не отвечайте — это норма современного этикета. Вы можете отправить автоматическое сообщение «не могу говорить».

  6. Эмоции для голосовых, факты для текста: подумайте, какую именно информацию вы хотите донести и примите решение, какой способ коммуникации наиболее эффективен.

  7. Ожидайте за исключением экстренных ситуаций: если на ваш телефонный звонок не ответили с первого раза, не стоит набирать номер снова. Дождитесь, когда человек сам выйдет на связь.

  8. Не разговаривайте по громкой связи в общественных местах: используйте наушники или отложите звонок на потом. И помните, что, даже разговаривая через наушники, вы можете нарушать личные границы других людей.

  9. Звонкам быть: телефонные звонки — это отличный способ связи, который не стоит совсем исключать из повседневной жизни. Существует множество ситуаций, когда они не просто уместны, но и эффективнее других способов коммуникации.

Spot поговорил с представителями различных индустрий и узнал, как они относятся к телефонным звонкам, голосовым сообщениям и культуре цифрового общения. А еще всем героям было предложено выбрать что хуже: звонок без предупреждения или голосовое сообщение.


этикет

Алишер Джуманиязов,

автор Telegram-канала @fridaymark.

Позиция: хуже звонок без предупреждения

Цифровой этикет — это свод правил и норм в обществе, которые позволяют каждому чувствовать себя комфортно в процессе взаимодействия друг с другом.

Я предпочитаю текстовые сообщения, а не голосовые — читать удобнее. К счастью, с появлением премиум-подписки в Telegram появилась возможность расшифровывать аудио. Теперь все в выигрыше. Мне редко отправляют аудио, но, если отправляют, расшифровываю, потому что не всегда удобно прослушивать, а еще зачастую просто не хочется — лучше прочитать.

Звоню очень редко — почти никогда. Даже не помню, когда звонил кому-то в последний раз. Когда звонят без предупреждения, чаще всего просто не беру трубку. Не люблю разговоры по телефону и отвечаю только, если это близкие, потому что, когда они звонят, на это есть причины. В остальном я за переписку в мессенджерах и социальных сетях.

Я считаю, что написать сообщение можно и после 18:00. Думаю, это норма, также как и возможность ответить в удобное время. Тут главное не ждать, что человек ответит сразу. А если у вас что-то срочное, то об этом лучше сообщить.

Мне кажется, жизнь без звонков комфортней — ты будто в своем ритме. Отвечаешь, когда тебе это удобно: это как просмотр сериала в интернете — ты сам решаешь, когда смотреть. Сегодня есть гибкость. И по сути, теперь удобно обоим, а не только тому, кто инициирует разговор.


этикет

Анастасия Ли,

продюсер, сооснователь гибридной продакшн-студии DBLA.

Позиция: хуже звонок без предупреждения

Для меня цифровой этикет — это соблюдение личных границ и уважение к собеседнику. Предпочитаю текстовые сообщения и не люблю голосовые, так как очень сложно зафиксировать то, что человек хотел сказать. Обычно в голосовых огромное количество ненужной информации и мало сути.

Если звонят без предупреждения, реагирую нормально и в большинстве случаев просто не беру трубку, когда мне неудобно — без агрессии и проклятий в сторону позвонившего.

Телефон у меня всегда на беззвучном, поэтому меня не беспокоят сообщения после 18:00. Но прочитаю я его тогда, когда мне будет удобно — обычно оперативно. Всегда прошу связываться со мной через Telegram, подписку приобрела.

Сама звоню только, если что-то срочное, критичное. Думаю, сегодня все против звонков, потому что они всегда не вовремя и запомнить услышанное невозможно. Огромный поток информации, событий и задач не позволяют зафиксировать сказанное в телефонном разговоре.


этикет

Мадина Рузматова

PR-специалист, автор Telegram-канала «Кэрри Брэдшоу узбекского пиара».

Позиция: хуже звонок без предупреждения

Для меня нет разницы между жизнью онлайн и офлайн, поэтому сегодня цифровой этикет — это те же правила соблюдения личных границ, что и в обычное жизни. Например, считаю, что:

  • нельзя тревожить человека поздно ночью, а если очень нужно, надо думать, как сделать это экологично;
  • нельзя раздавать советы, которые не просили;
  • нельзя навязывать свое мнение.

Мне легче общаться текстом и, если вернуться к этикету, то я в том лагере людей, кто не слушает голосовые в Telegram или Instagram от незнакомых людей. А когда сама отправляю голосовые, извиняюсь за них.

Моя реакция на звонки без предупреждения — «не беру трубку».

Раньше в моем профиле в Telegram было указано: «доступна до 20:00». Сейчас убрала это, так как работаю в нескольких часовых поясах. Для знакомых, клиентов и коллег ограничений нет, но я могу не ответить, если занята или не хочу разговаривать в этот момент — чувство вины не испытываю.

Премиум-подписка Telegram чудесна. Приобрела в числе первых.

Звоню очень редко и только, когда знаю, что человек лучше воспринимает информацию в таком формате. Например, папа ненавидит переписываться, ему стараюсь звонить. А после поездки в США полюбила звонки с друзьями через FaceTime.

Сегодня многие ополчились на голосовые сообщения и звонки из-за необъятного информационного потока — люди не умеют контролировать стресс. Сейчас встречаю много практик по business wellness как раз о том, как вернуть нас в тишину, в пространство спокойствия. По воскресеньям устраиваю день без телефона, и близкие уже привыкли, что не отвечаю. Но я стараюсь перезванивать в ответ на пропущенные звонки.

В Узбекистане не ярко выражена практика «против звонков». Когда я работала в Beeline, мы зафиксировали рекорд среди 12 стран VEON по голосовым звонкам. Наш народ любит выстраивать коммуникацию с помощью голоса, видеть друг друга, говорить «ало». У меня есть знакомые, которые могут часами говорить по телефону и Zoom — и не уставать. Мне кажется, что из-за этого у нас все плохо с личными границами и порой их приходится выстраивать через конфликты.

Думаю, что следующие поколения будут спокойно относиться к голосу, потому что наступает эра голосовых помощников. Привыкая болтать с Алисой, Сири или Алексой, ты также легко будешь воспринимать и звонки на мобильный.


этикетТимур Мусин,

Председатель ассоциации рестораторов и отельеров Узбекистана, основатель сети ресторанов Caravan Group.

Позиция: хуже звонок без предупреждения

Думаю, что цифровой этикет — это протокол отношений, очень часто формирующийся в семье и в кругу общения: не допускать орфографические ошибки, не отправлять рабочие письма в нерабочее время и голосовые сообщения малознакомым людям, звонить без предварительного уведомления.

Я однозначно за текстовые сообщения и в рабочее время. Голосовые приемлю только если отправил маленький ребенок или любимый человек.

На звонки без предупреждения реагирую напряженно — очень это не люблю. Сам звоню только родным. С коллегами оговариваю допустимые способы связи со мной. В Telegram теперь прекрасно работает расшифровщик голосовых сообщений — подписку приобрел.


этикет

Ботир Арифджанов

основатель Astrum IT Academy.

Позиция: хуже звонок без предупреждения

Уважительно относиться ко времени другого человека при общении через цифровые коммуникации — это и есть цифровой этикет.

Я предпочитаю текстовые сообщения, к голосовым отношусь отрицательно. Также негативно реагирую, когда звонят без предупреждения.

Всегда делюсь только никнеймом в Telegram или электронной почтой. Номер сотового телефона только для близких. Обычно прошу отправлять текстовые сообщения, а аудио сообщения только, если человек затрудняется текстом — слушаю на скорости 2х.

Для меня по степени раздражения звонки на первом месте, потом идут голосовые сообщения. Но, к сожалению, те, кто звонят без предупреждения, затем добивают длинным голосовым сообщением. Сам звоню только близким и то, предупредив.

Приобрел премиум-подписку в Telegram, но расшифровщик не воспринимает узбекский язык, еще хуже, когда говорят вперемешку.

К сожалению, у нас не популярен цифровой календарь. Например, если спросите: «можем ли поговорить в четверг в 14:45?», многие просто скажут: «давайте в четверг созвонимся утром». Не понимаю, как так можно. Нужно прививать бизнесу культуру ведения календаря, что намного упростит процесс планирования работы.

Цифровая коммуникация упростила и сделала общение доступным. Многие злоупотребляют этим и не понимают, что у человека могут быть другие дела, которые не менее важны, чем вопрос, с которым звонят. Считаю, если вы строго придерживаетесь этикета сами, ваши контакты начнут считаться с вашими принципами и все постепенно наладится.


этикет

Лола Исламова,

главный редактор Anhor.uz.

Позиция: нейтрально к звонкам и голосовым сообщениям

Цифровой этикет — это свод правил поведения в сети, социальных сетях, электронной почте и других онлайн-коммуникациях. Эти гайды способствуют поддержанию онлайн-сообщества, основанного на уважении к частной жизни, авторским правам, соблюдению кибербезопасности для продуктивного взаимодействия в цифровой среде.

Но сегодня, когда медиа так или иначе осуществляет деятельность в сети, цифровой этикет крайне важен и помогает специалистам разных сфер вести себя профессионально и ответственно.

В битве звонков и текстовых сообщений для меня одно не исключает другого. И если нет другой возможности как звонок — следует использовать его. На звонки без предупреждения реагирую нормально, если они не поздно, не рано и не нарушают мое личное время. С коллегами не оговариваю допустимые часы связи и в редакции Anhor.uz заведено, что можно звонить в любое время по неотложным редакционным делам, особенно если это касается безопасности.

Голосовые сообщения немного раздражают, но в целом отношусь к ним терпимо. Есть много факторов, которые оправдывают их использование — возраст, невозможность писать при срочном реагировании, плохое зрение. Подписку в Telegram приобрела — это полезный инструмент.

Часто звоню по работе, если нет уверенности, что прочтут сообщение и, если указан телефон, но после трех гудков всегда вешаю трубку.


этикет

Мадина Турсунова,

Медиаюрист.

Позиция: нейтрально к звонкам и голосовым сообщениям

Цифровой этикет, как и любой другой этикет, означает определенные правила поведения, но здесь мы говорим именно об онлайн-пространстве. И чем больше различных онлайн-платформ, сервисов и социальных сетей, тем больше существует видов цифрового этикета. Каждая онлайн-площадка самостоятельно устанавливает правила сообщества — нормы общения, за какие слова банить и какие публикации не допускать. Цифровой этикет развивается вместе с интернетом и становится все более разнообразным.

Звонить или писать — зависит от ситуации. Я предпочитаю отправлять текстовые сообщения. Звонки сегодня стали моветоном, потому что ты не знаешь, в какой ситуации находится человек, удобно ли ему ответить на твой звонок, — легче сначала написать. К голосовым сообщением отношусь нейтрально, иногда это удобно. Я пытаюсь не злоупотреблять ими, но бывает, что это лучше, чем набирать текст. Считаю, что для обмена голосовыми нужен определенный уровень социального контакта. Отправлять их семье, друзьям, в некоторых случаях коллегам — это норма, незнакомым — нет.

Звонки без предупреждения — это тоже нормально. Если я могу ответить, отвечаю, если нет, обычно отправляю сообщение, что сейчас говорить неудобно. Позже перезваниваю. Конечно, мне часто звонят в нерабочее время. Профессия юриста — она такая. Клиент звонит и пишет в любое время. Я это не приветствую. Считаю, что в этом вопросе нужно выстраивать личные границы, например, предупреждать, что звонки после 18:00 недопустимы. Этикет ведь и нужен для выстраивания границ с окружающими так, чтобы всем было комфортно.

Приобрела подписку Telegram для того, чтобы расшифровывать аудиосообщение — это удобно. Иногда сама прошу клиента прислать аудио, потому что более понятно, когда человек объясняет своими словами.

Звоню в основном по работе, семье или по вопросам, касательно каких-то сервисов — забронировать столик в ресторане, узнать дополнительную информацию. То, что многие сегодня против звонков — это миф. Но согласна, что есть люди, которые злоупотребляют звонками и нарушают личные границы.

Звонки не единственный способ коммуникации. Появление возможности написать, отправить эмодзи или картинку снизили количество звонков, оттого и кажется, будто все перестали предпочитать звонки. Но ведь поговорить по телефону иногда лучше, чем просто написать.