В Узбекистане предлагается ввести дополнительные категории водительских удостоверений. Соответствующее предложение выдвинуло Агентство стратегических реформ.

Эксперты считают текущую систему устаревшей в условиях растущего разнообразия транспорта. Например, сейчас права категории «А» позволяют управлять как скутером, так и скоростным мотоциклом — для неопытного водителя это означает повышенный риск аварии.

Проект постановления, разработанный АСР, предполагает введение «малых» категорий для водительских удостоверений. Они предусматривают более низкий возрастной порог, а также упрощенное и более короткое обучение.

В документе предусмотрены следующие подкатегории:

  • «А1» — для мотоциклов, мопедов и скутеров с объемом двигателя от 50 до 125 куб. см.;
  • «B1» — трициклы, квадроциклы;
  • «C1» — грузовики среднего тоннажа (3,5 — 7,5 тонн);
  • «D1» — малые автобусы (от 8 до 16 пассажирских мест).

Также АСР отмечает высокие затраты на обучение водителей для выдачи удостоверений категории «B». Предлагается на основе опыта США, Канады, Японии, Кореи, Казахстана разрешить самостоятельную подготовку к экзаменам на права категорий «А», «А1», «B» и «B1».

Кроме того, в проекте постановления предусмотрена возможность для лиц старше 16 лет управлять транспортом с максимальной скоростью до 50 км/ч без получения удостоверения. АСР сослалось на норму о езде на скутерах без прав во Вьетнаме.

В мае 2023 года Шавкат Мирзиёев подписал постановление, приостановившее до конца года требование водительских прав для управления мопедами, скутерами и подобным транспортом. Условие распространялось на транспорт с максимальной скоростью до 50 км/ч и двигателем объемом не более 50 куб. см или мощностью до 4 кВт.

Ранее Spot писал о введении ответственности за нарушения правил дорожного движения для лиц, управляющих скутерами и самокатами.