Заведения общественного питания Узбекистана смогут работать круглосуточно, для этого надо будет пройти добровольную сертификацию tourist-friendly и соответствовать предъявляемым нормам. Среди требований — владение персоналом иностранными языками, наличие резервной системы электроснабжения, систем видеонаблюдения и многое другое. Об этом в ходе пресс-конференции в Ташкенте, 15 января, сообщил председатель Госкомтуризма Азиз Абдухакимов.
По его словам, сейчас кафе и рестораны работают до 23:00 часов, некоторые и вовсе до 21:00. В свою очередь, туристы, как правило, активно тратят деньги именно вечером. Ранее о необходимости изменить график работы мест общественного заведения говорил и заместитель премьер-министра Узбекистана, руководитель комплекса по инвестициям Сухроб Холмурадов.
Решение прокомментировали представители ресторанного бизнеса и специалист по международному праву.
Санжар Максудов
Управляющий партнер группы компаний Smart Group (Steam bar, «Будильник» и другие проекты)
Нас очень порадовала эта новость. Так уж сложилось, что в наших ресторанах очень много гостей-иностранцев, и если наши еще как-то философски относились к тому, что ночью мы не работаем, то иностранцам было очень сложно объяснить, почему мы вынуждены просить их уйти, когда они только расслабились и вечер только в разгаре. Им, не читавшим «Золушку», было не понять, что сейчас пробьет 23:00, карета превратится в тыкву (в лучшем случае) со всеми вытекающими.
Сейчас, я думаю, мы сможем смело удовлетворить спросы наших гостей и планируем в «Будильнике» официально работать 24 часа, а Steam, скорее всего, будет работать до двух-трех ночи, и сложностей в организации такого графика для себя мы никаких не видим.
Анастасия Уханова
Учредитель и руководитель кофейни Room 5
Мы давно хотели этого и очень рады нововведениям. Мы долго бились над тем, чтобы получить разрешение на круглосуточную работу, но официально это никак не выходило. У нас в меню нет алкогольных напитков, многие посетители хотят просто посидеть, пообщаться после 12 ночи, но таких мест в городе мало. В немногочисленных заведениях, открытых допоздна, шумно, публика нетрезвая, пахнет кальяном. Мы с мужем сами любим отдохнуть от дневной суеты, ищем места, где можно спокойно посидеть поздно вечером. Наша кофейня находится напротив гостиницы, к нам часто заходят иностранцы. Думаю, они бы заходили и после полуночи.
Но самое главное, что нужно сделать для концепции tourist-friendly — улучшить состояние тротуаров, обязательно поставить много скамеек, урн и сделать хорошее освещение над тротуарами.
Бабур Гулямов
Специалист по международному праву
По сути, в правовом поле нет такого нормативно-правового акта, который бы запрещал работать круглосуточно или в ночное время суток юридическим лицам, а в данном случае — предприятиям общественного питания.
Более того, постановлением Кабинета Министров от 13 февраля 2003 года за номером 75 утверждены Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан. Согласно пункту 9 данного документа, режим работы предприятий общественного питания, независимо от форм собственности, устанавливается самостоятельно. Таким образом, предприятия общественного питания могут работать в любое время суток и даже круглосуточно.
Что касается трудовых отношений, которые возникают при этом, то они регулируются Трудовым кодексом РУз. Например, продолжительность работы в ночное время отражена в статье 122.
Единственное, что запрещает работать заведениям общественного питания и прочим предприятиям розничной торговли круглосуточно или в ночное время, это решения хокимов областей или города Ташкента.
Напомню, нормативно-правовые акты составляют всю законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре. В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, то есть последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.
Несмотря на это, практически каждый представитель заведения розничной торговли или общественного питания на всей территории Республики Узбекистан сталкивался с тем, что после 22:00 к нему в заведение вламываются сотрудники милиции и в приказном тоне заставляют закрыться. Эти неправомерные требования сотрудники милиции «легитимизируют» решением своего хокима.
Тот, кто откажется подчиниться приказам сотрудников милиции, будет «приглашен» в РУВД, там будет составлен протокол о невыполнении законных требований работника милиции (статья 194 Административного кодекса РУ), далее — суд, штраф
Вернемся к заявлению председателя Государственного комитета по развитию туризма Азиза Абдухакимова. По его словам, система tourist-friendly предусматривает добровольную сертификацию средств размещения, пунктов питания, галерей, музеев, транспортных организаций и других объектов туристского показа и туристской инфраструктуры.
Сертификат сроком на три года подтверждает соответствие данного учреждения санитарным нормам, требованиям к качеству и ассортименту продукции, требованиям в части наличия бесперебойно функционирующей системы подачи горячей воды, резервных систем электроснабжения, систем видеонаблюдения и других мер безопасности, персонала, владеющего иностранными языками, различных платежных систем и другим критериям.
Очередной сертификат, очередная система соответствия каким-то нормам, которые кто-то будет проверять… а значит, кто-то будет получать и вымогать за это взятки. А дальше, после получения данного сертификата, кто будет проверять дальнейшее соответствие этим нормам? Появится очередной проверяющий? Ведь на момент получения сертификата персонал мог знать иностранные языки, а уже через месяц его может там и не быть. Что будет в этом случае, заберут сертификат?
Размышлять на эту тему можно еще долго. Важно понять, что для решения многих проблем не нужно создавать новые и сомнительные механизмы, достаточно обеспечить верховенство закона.
Еще древнегреческий философ Аристотель писал: «Править должен закон». А мы всё никак это не поймем.