Пандемия сильно сказалась на образе жизни людей и поменяла многие сферы бизнеса. Меж тем, тогда как некоторые отрасли практически застыли, доставка и e-commerce сильно выросли.

На этом фоне Spot решил узнать, как обстоят дела в супермаркетах, и каких изменений стоит ожидать после окончания карантина.


Зафар Хашимов,

основатель сети супермаркетов korzinka.uz.

Ритейл, как и все остальные сферы нашей жизни, претерпевает изменения.

Во-первых, не продовольственная розница сильно страдает и потеряла от 70% до 100% продаж.

Во-вторых, заказы онлайн сильно выросли.

В-третьих, в ассортименте продовольственных товаров сильно пострадали так называемые импульсные покупки, но выросли продажи базовых продуктов: муки, макарон, круп, сахара, консервов, овощей, мяса. В первые недели карантина неожиданно взрывной спрос был на картошку.

В-четвертых, в ассортименте непродовольственных товаров выросли продажи на антисептики, мыло и некоторые другие позиции личной гигиены. Снизились продажи средств для бритья, и что удивительно, зубных паст.

В-пятых, набирают обороты продажи товаров для дома, кухни и готовки, а также пикников и шашлыков. Еще растет спрос на всякие моющие и чистящие средства для дома и поверхностей.

После взрывного скачка покупок в начале карантина, мы полагали, что спрос постепенно претерпит снижение. Но в целом продажи вот уже третий месяц держатся уверенно. Тут, я думаю, несколько факторов: люди находятся дома и они, похоже, едят больше обычного.

Это происходит ещё и потому, что не работает общепит, люди не уезжают из страны и прочие причины. Я замечаю по лентам соцсетей, что многие знакомые мне люди, профессионалы, которые раньше проводили все время на работе, сейчас вкладывают свои таланты в кулинарное мастерство.

По-моему, после карантина какие-то текущие тренды и предпочтения, видимо, сохранятся. Например, совершение онлайн-покупок для многих было открытием. И я верю, что люди не откажутся от удобства покупки продуктов через LeBazar, например.

Непродовольственная розница должна развиваться в сторону онлайн. Это в долгосрочной перспективе может стать вопросом их выживания. Спрос на гигиенические товары, антисептики и дезинфектанты сохранится. Думаю, будет повышенное потребления мыла.

Ещё один важный фактор устойчивых продаж в нашей сети — безопасность, потому что мы принимаем беспрецедентные меры эпидемиологической безопасности. Везде, где есть риск скопления внутри маркета, мы сделали разметку для дистанции, установили прозрачные экраны между клиентами и кассирами.

Все это вселяет уверенность в наших клиентов и они выбирают нас, уходя от базаров и традиционных торговых точек.

Созданные рабочие места сохранятся и после карантина

Всего с начала карантина мы набрали 832 сотрудника. Из-за транспортных ограничений временно на работу не смогли выйти 288 работников. То есть, в чистом виде в компании создано более 500 новых рабочих мест.

Где созданы эти дополнительные рабочие места? Наша складская служба и логистика перешла на вахтовый метод работы: команды сотрудников там разделены на две не пересекающиеся смены, которые меняются каждые 15 дней. Это сделано для того, чтобы риск заражения рабочего или попадания подразделения на карантин не выбил всю работу сети.

Еще в korzinka.uz наняты и рассредоточены дополнительные штаты для увеличения устойчивости. В начале апреля одного из сотрудников маркета на Саракульке отправили в зону карантина (все из-за контакта с больным COVID-19, хотя анализы сотрудника и были чисты), а всему штату была предписана трёхнедельная изоляция. В течении двух дней мы смогли перезапустить филиал с абсолютно новым составом.

Созданные рабочие места сохранятся. Cами карантинные меры, особенно в продовольственной сфере, будут сохранены и в среднесрочной перспективе. К тому же, скоро мы возобновляем открытие новых маркетов, которые были приостановлены в последние месяцы из-за пандемии.


Роман Сайфулин,

управляющий сети супермаркетов Makro.

Продуктовая розница пережила шок — такого изменения спроса в столь короткий период никто не ожидал и не предвидел, но, слава Богу, сейчас все возвращается на свои места — как показатели, так и потребительские предпочтения.

Сегодня спрос возвращает свои докарантинные показатели, наблюдается небольшое снижение до обычного уровня потребления.

Думаю, что после карантина из ярко выраженных тенденций, скорее всего, останутся высокие стандарты и требования к гигиене как к цепочке поставок, так и к инфраструктуре и «экосистеме» самих магазинов.

Санитайзеры и антисептики, по-моему, еще долго будут оставаться на самых видных местах на полке и в большом ассортименте. Самым главным изменением будет очень быстрое развитие онлайн-индустрии как в продовольственной рознице, так и в fashion-индустрии.

За время карантина мы не увеличили персонал, наоборот — многим работникам близкие родственники не разрешали выходить на работу. Был отток персонала, особенно студентов из региональных центров. В связи с этим сотрудников работало на 15% меньше, чем положено.

С открытием границ произойдет корректировка персонала естественным путем — кто-то из вновь набранных сотрудников вернется на свою прежнюю докарантинную работу, а те, кому понравилось больше у нас, пойдут работать в новые магазины. Мы всегда должны иметь в резерве обученных людей.