Эксперты Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) провели анализ влияния пандемии на рынки недвижимости и автомобилей в январе 2021 года. Об этом Spot сообщили в пресс-службе организации.

Зачем это нужно

Изменение спроса на рынках недвижимости и авто — один из основных индикаторов восстановления экономики после кризиса, так как спрос на товары длительного пользования лучше всего отражает потребительские настроения населения.

Центр регулярно анализирует изменения спроса на этих рынках. Увеличение спроса в январе указывает на постепенное восстановление экономического роста в Узбекистане, считают аналитики.

Рынок недвижимости

Как ранее сообщалось, до карантина спрос увеличивался ежемесячно в среднем на 6−7%. На Ташкент и Ташкентскую область приходится 40−45% общего объема рынка:



Изменение количества оформленных договоров купли-продажи недвижимости.

Количество заключенных договоров увеличилось на 17,9%. В Ташкенте, на который приходится более 30% рынка, этот показатель составил 26,9%.

Выше всего темпы были в Бухарской, Андижанской, Наманганской и Самаркандской областях, в Джизакской и Сырдарьинской областях количество договоров снизилось.

Индекс потребительских настроений показал, что увеличение оптимистичных ожиданий приводит к увеличению количества сделок:


Корреляция между продажами недвижимости и настроениями потребителей.

Автомобильный рынок

Как правило, ежемесячный рост продаж автомобилей на первичном и вторичном рынках по республике составляет в среднем 2−3%. Из-за карантина количество зарегистрированных и перерегистрированных автомобилей в марте сократилось на 17,3%.

С мая ситуация снова начала восстанавливаться. В июне продажи автомобилей увеличились на 14,8%, в сентябре-октябре рост продолжился:



Изменение количества зарегистрированных и перерегистрированных автомобилей.

Спрос в январе 2021 года увеличился на 5,3% по сравнению с январем прошлого года. Аналитики отмечают, что динамика продаж циклична из-за множества факторов (например, снижение денежных переводов).

Как правило, каждый год в январе купля-продажа автомобилей сокращается в среднем на 16−19% по сравнению с декабрем предыдущего года.

По регионам самые высокие темпы роста были в Самаркандской и Сурхандарьинской областях.

Результаты анализа показали, что увеличение населения на 1% приводит к увеличению продаж автомобилей на 1,1%:



Корреляция между продажами автомобилей и ростом населения.

*Детальный анализ будет опубликован в следующем номере журнала «Экономическое обозрение».