По образованию я бухгалтер-аудитор. Когда-то мечтал работать во Всемирном банке. Позже понял, что я совсем не офисный работник.

В детстве любил одежду. Когда жил в Америке, полюбил ее ещё больше. Вернувшись в Узбекистан, увидел, что текстиль является одним из перспективных сфер.

В 2006 году с братом Шерзодом Каюмовым открыли совместный бизнес по производству одежды. Сейчас являюсь сооснователем Fratelli Casa (одежда), PromoWear (корпоративная и рекламная одежда), uzbtextile.com (текстильная В2 В платформа) и Malevich Consulting.


Очень люблю читать. В среднем читаю две книги в месяц. Они всегда помогали и продолжают помогать мне во многих вопросах.

Если рассуждать, многие бизнес-книги похожи друг на друга. Надо уметь фильтровать, иначе «вода» в прочитанном только убьет время.

Позже, проанализировав, увидел причины наших провалов. Иногда понимаю, что всё могло бы быть иначе, если узнал бы что-то намного раньше. Для руководителя важно читать про психологию, стратегию, маркетинг и жизненные пути людей, которые прошли через многое.


1. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. Майкл Портер

Рекомендую эту книгу в первую очередь руководителям. Многие не знают, какой выбрать путь развития и им трудно определить стратегию бизнеса. Книга помогает выявить конкуренцию в отрасли, понять, какую позицию занять на рынке и что предпринимать против конкурентов. Майкл Портер является профессионалом в экономической конкуренции. Он объясняет, как понять цели конкурентов и раскрывает создание стратегии через удобные схемы и инструкции.

Мы долгое время занимались производством разных моделей одежды. Стратегия развития имела много ошибок. Книга помогла нам выбрать правильный путь развития. В результате, мы перестали бояться конкурентов и точно определили свой путь.


2. Цель. Процесс непрерывного совершенствования. Элияху Голдратт, Джефф Кокс

Это бизнес-пособие будет полезно в первую очередь производителям. Учит, как найти болевые точки. Его суть — непрерывно ставить и достигать цели, используя ошибки и недостатки существующей системы.

Голдратт объясняет, что если вам не нравится, как идут дела в вашем бизнесе, то соберите всех, выработайте единую задачу, найдите все ограничители и узкие места, перенастройте их и будьте готовы делать это снова и снова. Потому что ваша истинная цель — это непрерывное совершенствование всех процессов, которые делают вас и ваш бизнес лучше день ото дня.

Руководители часто пытаются уменьшить перепроизводство путем сокращения персонала. Голдратт считает этот подход ошибочным. Нужно стремиться к сокращению запасов путем увеличения продаж, что в целом очевидно.

Книга нам помогла в своё время выработать внутренние процессы в производстве. Она полезна не только производителям, но и всем тем, кто предлагает товар или сервис.



3. Психология влияния. Роберт Чалдини

Роберт Чалдини знакомит нас с шестью принципами убеждения, которые применяют в бизнесе и личных отношениях. Мы испытываем тягу отплатить добром человеку, который сделал нам добро, даже если он не просит об этом. Мы склонны соглашаться с теми, кто нам нравится. Мы уступаем более авторитетному собеседнику. Чалдини является экспертом в этих психологических уловках.

Прочитав книгу, вы получите руководство по эффективному воздействию на других людей и защиту от чужих манипуляций. Советую прочитать ее, чтобы получать желаемое через орудия влияния и распознавать психологические манипуляции. Эти принципы помогают мне во многих переговорах, собеседованиях и работе с сотрудниками.


4. Позиционирование. Битва за умы. Джек Траут

Каждый бизнесмен, который занимается продвижением своих товаров, должен заниматься позиционированием. Рекомендую к прочтению, чтобы узнать почему рекламное сообщение подстраивают под человеческое сознание, а не наоборот.

Люди запоминают концепции позиционирования лучше, чем название товаров. Позиционирование — это направленные манипуляции сознанием потенциальных покупателей, которые приводят к тому, что товар узнают и покупают.

Вы узнаете, как позиционировать свой товар не тратя огромные рекламные бюджеты и помогать клиентам сделать правильный выбор. Некоторые производители одежды иногда не знают, по какой цене продавать, как и где себя позиционировать.

Мы всегда мечтали, чтобы когда кто-то хотел купить в подарок что-то национальное, сразу на ум приходил наш товар. Мечты потихоньку сбываются.


5. Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность. Кристиан Буш

Вы замечали, что некоторые люди легко знакомятся и ведут беседу? Вы не представляете, как нетворкинг может поменять вашу жизнь.

Эта книга — невероятная история про то, как человек может изменить свою жизнь из-за случайных обстоятельств. Рекомендую прочесть ее, так как она расскажет, как соединить триггеры из случайностей и превратить их в удачу.

Мы иногда не видим, как удача была близка и что мы упустили. Книга даёт чёткие инструкции, как пользоваться случайными встречами с людьми.

Думаю, в первую очередь ее стоит посоветовать замкнутым людям. В бизнесе серендипность может принести выгоду в неожиданное время.