Как Spot писал ранее, ряд узбекистанских компаний просят пересмотреть ставки импортных пошлин: не всем нравится, что с 1 января на импорт многих товаров установлена нулевая ставка.

В частности, высказывалось мнение, что важно защищать отечественных производителей от иностранной конкуренции, особенно начинающие предприятия и отрасли в условиях либерализации внешней торговли.

Директор United Distribution Шохрух Хамраев проанализировал тезисы и цифры, озвученные на встрече с предпринимателями в Торгово-промышленной палате. Повышение пошлин приведет к росту цен для потребителя, тогда как для роста экономики нужно развивать культуру потребления и работать со «спящими» потребителями, считает руководитель дистрибьюторской компании.

О том, почему протекционизм — не помощь местному бизнесу, а способ формирования тепличных условий и снижения качества, он рассказал специально для Spot.

Шохрух Хамраев

Директор компании United Distribution (входит в состав Kolberg Group)

26 июня в Торгово-промышленной палате Узбекистана прошла встреча предпринимателей, на которой обсуждалось влияние актуальной системы таможенно-тарифного регулирования на локальный бизнес. Лейтмотив встречи — протекционизм со стороны государства, таможенные барьеры для импорта, льготы для местного производства.

В собрании участвовали представители компаний, работающих в самых разных сферах производства. Скорее всего, встреча задумывалась как обсуждение полярных мнений, на деле получилась игра в одни ворота.

Обсудили однобоко. Пожаловались на сложности. Предложили повышать цены на импортные товары. Оказалось, что вокруг виноваты все.

Вероятно, забыли, что протекционизм — не помощь местному бизнесу, а способ формирования тепличных условий, устранения конкуренции, снижения качества, порождения коррупции.

Жаль, что мы не могли участвовать в дискуссии лично, однако нам точно есть что сказать и возразить.

В реформах что-то пошло не так

Наш холдинг существует уже 21 год — первую компанию по дистрибьюции товаров народного потребления мы основали в далеком 1998 году. Сейчас в состав холдинга входят четыре успешных предприятия: по импорту и дистрибьюции товаров народного потребления, производству средств гигиены, развитию розничных сетей в области косметики (Bellstore — Прим. Spot), строительных материалов и мебели. В компании работают более 500 человек.

Главное, о чем мы думаем каждый день — потребитель и широта его выбора. Поэтому тема таможенных пошлин касается нас как бизнесменов и каждого потребителя, приходящего в маркет за покупками.

Мы понимаем, что сейчас в реформах что-то явно пошло не так. Очередное обезболивающее, не устраняющее основного заболевания. Сиюминутная мера, игнорирующая корень проблемы.

Я, наверное, не ошибусь, если сделаю такое заявление: самый скудный выбор качественной продукции среди всех стран СНГ — у нас. Печально смотреть, как наши соотечественники закупаются перед возвращением на родину: техника, одежда, продукты питания.

Одна из сложностей, с которой мы сталкивались на протяжении десятилетий — жесточайшие рамки для бизнеса, которые где-то противоречили даже самым примитивным правилам рыночной экономики.

Сейчас Узбекистан выбрал курс на либерализацию. Мы верим, что это положительно отразится на бизнес-активности, что, в свою очередь, будет способствовать и развитию экономики страны в целом. Но последние новости о пересмотре политики относительно импорта и обсуждаемая модель протекции, которая применялась в нашей стране долгие годы, нас действительно беспокоят. Мы словно делаем шаг вперед и два шага назад.

Мы не понаслышке знаем о трудностях, связанных с производственной деятельностью. В нашей производственной истории мы столкнулись с ситуацией, когда компании из-за отмены акцизных ставок на аналогичную импортную продукцию понесла колоссальные убытки и потребовалась поддержка государства (как ранее в интервью Spot рассказывал основатель холдинга Равшан Давлетьяров, в 2016 году компания вложила $600 тыс. в запуск производства лапши быстрого приготовления, но после понижения ставок стало сложно конкурировать с крупными российскими производителями и производство заморозили — Прим. Spot).

Мы обратились в Министерство внешней торговли и получили ответ:

«Ограничения ввоза товаров в Республику Узбекистан путем введения акцизного налога может негативно повлиять на торгово-экономические отношения со странами СНГ и привести к нежелательным последствиям, в том числе принятию ответных мер со стороны стран-участниц, ограничивающих доступ узбекских товаров на их рынки. Вместе с тем в целях повышения производственной эффективности ООО Kolberg Production считаем целесообразным рекомендовать разработать конкретные меры, направленные на снижение производственной себестоимости производимой продукции, а также повышения ее потребительских и качественных параметров».

Хоть тогда нам и не удалось отстоять собственные интересы, но зато мы укрепили свое мнение в отношении политики государства. В данной политике государство заботится о предоставлении народу качественной продукции и свободном выборе, о торгово-экономических отношениях со странами СНГ и, соответственно, экономическом росте, о здоровой рыночной конкуренции и, соответственно, улучшении инвестиционного климата.

Что же происходит сейчас? Вышеизложенные постулаты, озвученные в письме, забыты. Собрание с узким списком производителей и представителями ТПП проходит с использованием искаженной рыночной статистики. Если местные производители не готовы к здоровой конкуренции в рыночной экономике, есть ли смысл в протекционизме неконкурентной деятельности?

Искажение данных

На собрании заместитель председателя ТПП Фариз Усманов рассказал, что на рынке подгузников и средств гигиены 20% доли имеют местные производители и 80% — иностранные.

Мы на протяжении нескольких лет анализируем рынок обсуждаемых товаров, и наши данные, основанные на информации органов статистики, говорят об обратном. В 2018 году 69% от общего количества произведенных и завезенных товаров женской гигиены составляет продукция местных производителей. Данные за 2019 год — наши прогнозы.

Тренд объема рынка продуктов женской гигиены: импорт и местные игроки

Источник: Госкомстат, исследования компании

Производство в Узбекистане в 2018 году


Источник: Госкомстат

Импорт в Узбекистан в 2018 году

Источник: Госкомстат

Нам всем следует быть аккуратнее в выводах и проводить выверенные исследования.

Более того, если посмотреть на количество местных торговых марок, становится понятно, что импортной продукции на прилавках страны в таком разнообразии просто нет.

Местные торговые марки в категории «Женская гигиена» в Узбекистане

Источник: исследования компании

Несколько иначе, но вновь в пользу локального производителя обстоит дело с рынком детских подгузников — 54% произведено в Узбекистане в 2018 году. Данные за 2019 год — наши прогнозы.


Источник: Госкомстат, исследования компании

Местные торговые марки в категории «Подгузники для детей» в Узбекистане

Источник: исследования компании

Ценовое позиционирование и емкость рынка

Фахриддин Абдугаффаров из Ассоциации кондитеров заявил, что любители импортной продукции способны оплатить и более дорогой товар:

«Пусть привозят. Если любитель импорта, то он может заплатить немного дорогую цену, его доходы позволяют».

Однако если мы изменим нашу парадигму мышления от повышения стоимости на продукт на идею увеличения потребления в первую очередь за счет понижения стоимости, а также предоставим выбор потребителю, мы в значительной степени можем повлиять на экономику и благосостояние населения. А рост экономики непосредственно связан с объемом потребления. Именно с культурой потребления мы должны работать в первую очередь.

Председатель ТПП Адхам Икрамов признал, что фритредерство (свободная торговля) позволяет насытить рынок дешевыми и качественными товарами, но от этого, по его мнению, пока страдает местный бизнес.

Приведу пример: согласно нашим исследованиям, 51,3% целевой аудитории не потребляют женские гигиенические изделия. А это всего лишь одна категория товара из всей представленной номенклатуры на рынке страны.


Источник: исследования компании

Что приоритетней для экономики — повышать культуру потребления у 51,3% ЦА с уже имеющими 13 локальными производителями с их 23 торговыми марками или простой рост цен, который лишь пагубно отразится на 37% активных покупателей? Ответы очевидны.

О конкуренции

Средняя разница между ценами на импортные и местные гигиенические изделия — от 20 до 40%. Возникает резонный вопрос: а стоит ли местным брендам так переживать именно за конкуренцию с импортом? Импортные и локальные марки — для различных целевых аудиторий. При этом доля локальных марок ежегодно растет и преобладает над завозимыми товарами. По факту, конкуренция местных брендов происходит не с ввозимыми аналогами, а только между собой.

Тогда не лучше ли сфокусироваться на своей аудитории: уже активной, и которая в силу возможных культурных особенностей пока не является потребителями? Не лучше ли активировать маркетинг и работать с львиной долей потенциальных, «спящих» потребителей?

Нет, ведь эта модель сложна, требует инвестиций и постоянной работы. Куда легче попросить помощи у государства, обвинив весь мир во вселенском заговоре, и максимально «ужимать» импортеров.

Рабочие места и объем уплачиваемых налогов

Касательно создания рабочих мест производителями: я с трудом понимаю, есть ли статистика — сколько рабочих мест обеспечивают производители и продавцы? Розничный или дистрибьюторский бизнес также требует серьезнейших ресурсов, в том числе человеческих. Немаловажным фактором также являются объемы поступлений в бюджет от добросовестных предпринимателей в виде таможенных платежей, НДС и других налогов.

Стоит ли пытаться мериться важностью для экономики и государства? Не правильнее ли признать, что мы все делаем одно дело — вносим вклад в экономику и развитие нашей страны?

Вместо итогов

Наша страна четко обозначила свою позицию — рост благосостояния народа, повышение бизнес-активности и дальнейший рост экономики. Для достижения этих целей необходимо найти продуктивные решения для производителей, но не за счет свободы выбора и финансовых возможностей конечного потребителя.

Если принять предлагаемую протекцию и повысить акцизные ставки и пошлины на импорт, мы остановим рост потребления и ограничим выбор, что негативно повлияет на рост экономики и общие потребительские настроения.

Важно строить модель, целясь на увеличения потребительской способности, а не просто «защищать» локальный бизнес, создавая тепличные условия.

Рынок огромен. Его хватит всем. Бояться конкуренции с импортом не стоит. Нужно способствовать развитию культуры потребления и предоставления выбора качественной продукции.