Под конец 2019 года Spot традиционно начинает подводить итоги.

Валютная либерализация, гарантия инвестиций, курс на интеграцию привели к тому, что в этом году на рынок Узбекистана вышло несколько десятков мировых компаний, из которых мы выбрали наиболее значимых по нашей версии.

О том, кто вышел на рынок Узбекистана в 2017 году, можно почитать здесь, в 2018 году — здесь.

WebMoney

Компания представила WMY-кошелек в узбекских сумах, который можно пополнить через Uzcard, Oson и Paynet в июле. С помощью титульных знаков WMY можно рассчитаться за мобильную связь, интернет, коммунальные услуги, онлайн-игры. К приему WMY будут подключены глобальные и национальные сервисы. В октябре стало известно, что в системе уже несколько десятков сервисов: биржа фрилансеров, платформа для сбора средств и коллективных покупок, escrow-сервис, файловое хранилище и многое другое. Система не взимает дополнительной платы за возможность пользования большинством таких сервисов.

Tenge Bank

Это дочерняя компания Народного банка Казахстана, которая начала работу в июле. Узбекистан стал шестым государством, где присутствует Halyk Bank. На первом этапе Tenge Bank приступит к обслуживанию юридических лиц и предпринимателей. В ноябре стало известно, что момента получения лицензии банк выдал 10 кредитов юрлицам, открыто более 80 корпоративных счетов. В основном их открывают иностранные компании, которые работают в Узбекистане.

2GIS

Международная IT-компания, разработчик приложения, которое включает в себя бизнес-справочник организаций города и 3D-карту, пришла в Узбекистан в августе. Узбекистан стал десятой страной, где представлен сервис. Пока здесь имеется информация лишь по Ташкенту. На карте имеется более 217 000 зданий, а в справочнике — информация о 35 000 организаций, включая график их работы, контакты, способы оплаты услуг и многое другое. В ноябре сервис запустил отслеживание общественного транспорта столицы.

Paysend

Сервис запустил международные денежные переводы на карты Uzcard в ноябре. Позволяет переводить деньги в Узбекистан с карт Visa, Mastercard, МИР и с обычных банковских счетов. Перевести можно на сайте или в приложении сервиса. Комиссия за международные переводы всегда фиксированная, взимается только с отправителя, не зависит от суммы перевода.

Несколько продуктов «Яндекса»

Количество сервисов «Яндекса» в Узбекистане приблизилось к 30. В 2019 году компания запустила здесь восемь новых сервисов, среди которых «Деньги», «Транспорт», «Метро», «Клавиатура», специализированный поиск и другое. Дела у компании в стране идут хорошо — «Яндекс.Поиском» пользуются порядка 3 млн человек. В одном только октябре было 47 млн запросов. Если же говорить об аудитории всех сервисов «Яндекса» в Узбекистане, то это около 3,5 млн человек.

Philip Morris International

В начале декабря Tashkent Tobacco проведет торжественную церемонию запуска лицензионного производства марок сигарет Marlboro, Parliament и L&M в Узбекистане. Сообщается, что это делается в рамках инвестиционного сотрудничества с международной табачной компанией Philip Morris International.

Wendy’s

Первый ресторан одной из крупнейших в мире франшиз быстрого питания Wendy’s начал работу в Ташкенте в июне. Сеть ресторанов быстрого питания Wendy’s была основана в 1969 году в Колумбусе, штат Огайо. Компания включает в себя более 6,7 тысяч франшиз и ресторанов, управляемых компанией по всему миру.

Baskin Robbins

Открытие первой точки было анонсировано еще в конце 2018 года. На протяжении 2019 года открылось еще несколько точек. «Баскин Роббинс» известен как мировой лидер по разнообразию премиальных сортов мороженого. Для изготовления лакомства используются только натуральные продукты: фрукты, орехи, пастила, карамель и множество других составляющих.

Hyundai Auto Kazakhstan/Astana Motors

Компания начала продавать Hyundai в Узбекистане в январе. К Узбекистану в компании «присматривались»несколько лет в ожидании, что страна откроет границы для экспорта. Выход в страну с большой экономикой, с большим населением и представлять тут самый крупный южнокорейский бренд в компании назвали «большим вызовом».

Black Star Burger

GŌSHT Group подписала контракт с Black Star Burger еще в 2018 году, а официальное открытие состоялось осенью 2019 году. Это не первая франшиза для GŌSHT Group: в феврале был открыт первый в Ташкенте барбершоп «Топор» от другого представителя лейбла Black Star MC Doni.

Avtoelon.uz (Kolesa Group)

Казахстанская компания еще в 2018 году анонсировала запуск в Узбекистане площадки для размещения объявлений о реализации авто, спецтехники и запчастей на русском и узбекском языках, которая позволяет связать продавца и покупателя в режиме онлайн — avtoelon.uz. В марте гендиректор Kolesa Group говорил, что рекламу Avtoelon.uz дали на 100 билбордах в Ташкенте и проект выстрелил.

Alif Tech

Таджикистанская финтех-компания набирает сотрудников в Ташкенте и запустила онлайн-магазин с продажей товаров в рассрочку. В начале октября «Алиф Капитал» учредила в Узбекистане компанию, чтобы воспользоваться льготным режимом налогообложения MUIC.

Mogo Finance

Международная автолизинговая компания начала предоставлять в Узбекистане услуги стандартного и обратного финансового лизинга/аренды с февраля. Mogo Finance — одна из наиболее быстрорастущих небанковских компаний по финансированию автомобилей в мире, которая предлагает своим клиентам стандартный финансовый лизинг/аренду, а также операции обратного лизинга/аренды. Компания начала свою деятельность в 2012 году в Латвии, и в настоящее время работает в 16 странах.

Мороженое компании «Шин-Лайн»

Тестовые поставки были еще в 2018 году. Сейчас же казахстанское мороженое отлично продается в Узбекистане, хотя из-за высоких импортных таможенных пошлин обходится узбекистанцам очень дорого. Первыми в Узбекистан отправились марки «Бахрома», «Тролли» и «Бомба». С развитием продаж и расширением географии дистрибуции будут поставляться и другие виды мороженого. В августе стало известно, что рост продаж компании в Узбекистане в 2019 году составил 280%.

«Амедиатека»

Российская компания пришла в Узбекистан в апреле, когда стартовал финальный сезон сериала «Игра престолов». Amediateka Home of HBO — это один из крупнейших онлайн-сервисов в СНГ с легальным собранием лучших сериалов планеты от ведущих мировых студий: HBO, Showtime, Starz, CBS, Fox, Sony, ABC Studios и других.

ivi

Российский онлайн-кинотеатр вместе с «Узбектелеком» предоставляют локально качественный лицензированный медиаконтент в Узбекистане в виде зарубежных кинофильмов, телесериалов, музыки. Можно оплачивать сумами. Сервис также установил партнерство с Beeline.

Кто анонсировал выход:

Еще несколько сервисов «Яндекса»

Ближайшие это «Панорамы» и «Телепрограмма». В компании надеются запустить и то, и другое до конца этого года.

Hilton

В октябре в Ташкенте достроили отель Hilton. В 21-этажном здании имеется 258 номеров, включая восемь президентских люксов. В декабре стало известно, что начало приема гостей запланировано на 1 февраля 2020 года. Цены за номер — от $194 до $2460.

Fix Price

Российская сеть магазинов в формате «магазин фиксированных цен» уже начала набор сотрудников в Узбекистане. Сеть магазинов Fix Price работает в формате «магазин фиксированных цен», также известный как variety store, pound shop, dollar store и под другими названиями, представляющий из себя универсальный розничный магазин, продающий широкий ассортимент как продовольственных, так и непродовольственных товаров по одной фиксированной цене.

Carrefour

На первом этапе планируется открыть семь магазинов, в том числе три супермаркета и один гипермаркет в 2020 году и два супермаркета и один гипермаркет в 2021 году. Они разместятся в объектах, принадлежащих Akfa Group, на общей площади 17,4 тысячи кв. м. Основатель korzinka.uz Зафар Хашимов уже поприветствовал конкурента.

TBC Bank

Грузинский банк уже присутствует здесь после того, как купил 51% акций Payme, но у компании большие планы на Узбекистан — банк уже обратился за получением банковской лицензии в стране и планирует развивать здесь свой neo-bank Space.

Armani Exchange и Trussardi

Оба они появятся в в 2020 году в ТРЦ Riviera. «Условия рынка становятся лучше, и со стороны многих компаний возрастает интерес. Международные бренды внимательно следят за Узбекистаном, и открытие LC Waikiki в стране поместило страну на карту мировой индустрии моды», — считает управляющий директор Eurasia Group Паскаль Пуйе.