Под конец 2019 года Spot традиционно продолжает подводить итоги.

Мы приводили список иностранных компаний, вышедших в этом году на рынок Узбекистана, и 10 самых просматриваемых видео на Mover.uz.

В этом материале мы выбираем бизнесмена, компанию, стоика года. Перед тем как объявить собственных лауреатов, мы решили сверить наш выбор с читательским и приглашаем вас выбрать своих героев.

Голосование продлится до 25 декабря, тогда же мы подведем итоги. В каждой категории по пять номинантов, но выбрать надо только одного.

Бизнесмен года


Зафар Хашимов

Основатель и руководитель korzinka.uz.

Основанная им компания OOO Angelsey Food в этом году закрыла одну из крупнейших сделок в частном секторе, когда привлекла $40 млн прямых инвестиций от ЕБРР.

Сеть супермаркетов korzinka.uz в 2019 году открыла больше магазинов, чем за несколько предыдущих лет вместе взятых, и довела общее количество до 50 точек.


Сарвар Рузматов

Основатель и руководитель Payme

За несколько лет вырастил приложение, долю в котором в этом году продал за $5,5 млн грузинской TBC Bank Group. Это стало крупнейшей сделкой среди IT-проектов Узбекистана за последние несколько лет.

В 2019 году Payme также выпустила новую версию приложения, увеличила чистую прибыль и собирается запустить ряд новых услуг.


Роман Сайфулин

Член правления Orient Group, руководитель Makro

В портфолио Сайфулина первый парк «Локомотив», сеть магазинов Erkatoy, Samarqand Darvoza и многое другое, но в этот список он попал как управляющий сетью супермаркетов Makro.

При нем сеть сделала сильный рывок, увеличившись в 2019 году до 55 точек в 18 городах. Появились новые форматы, включая круглосуточный, система лояльности, готовится запуск онлайн-площадки.


Равшан Давлетьяров

Основатель и руководитель Kolberg Group

В группу компаний входит несколько фирм с разными направлениями: дистрибьюция FMCG, сеть косметических магазинов Bellstore, продажа промышленных комплектующих Kolberg, производство средств гигиены Greenline.

В 2019 году холдинг вышел на оборот в 100 млрд сумов в год, открыл первую в Узбекистане сеть строительных гипермаркетов. В компании отмечают, что каждый десятый узбекистанец пользуется их продуктами.


Ахмад Мелибаев

Основатель и руководитель Havoqand People (TM Les Ailes, Chopar и другие)

Весной компания вышла на российский рынок, где запустила проект домашней узбекской кухни «Лагмания». Еще ранее провели ребрендинг Les Ailes, количество точек которой достигло 15.

В 2019 году общее количество заведений группы компаний, куда входят еще Chopar, Torrero, Hot-DogiDog, достигло 30. Летом открылся собственный фудкорт в Фергане, а скоро должен начать работу сырный ресторан.


Компания года

«Яндекс»

Хоть компания и российская, но в 2019 году она запустила несколько проектов, которых в стране не было. В первую очередь, это отображение передвижения общественного транспорта и первые в стране масштабные панорамы. Всего же количество сервисов «Яндекса» в Узбекистане достигло 30.

Korzinka.uz

Открыла за 2019 год больше магазинов, чем за предыдущие несколько лет вместе взятые. Недавно привлекла $40 млн инвестиций, которые планируется направить на расширение сети до 140 точек к 2025 году, а также улучшение операционной эффективности и стандартов корпоративного управления в соответствии с международными стандартами.

Click

В 2019 году выпустила сразу три новых продукта, среди которых — первое устройство компании для оплаты бесконтактным способом. За 8 лет работы пользователями сервиса были совершены оплаты на сумму более 15 трлн сумов.

При этом, сумма транзакций только за последние 12 месяцев уже составила 7,78 трлн сумов. Компания, по собственным данным, сохраняет лидирующую позицию по денежным переводам с карты на карту, так как занимает 75,7% рынка.

Orient Group

Объединяет сеть супермаркетов Makro, The Tower MMG (торгово-развлекательные центры Compass, Samarqand Darvoza и другие), Ecopark в Ташкенте, Eurasia Group (развитие иностранных брендов, работающих по франшизе в сфере розничной торговли) и другие проекты.

В 2019 году компания продвинулась по всем направлениям — открыла новые супермаркеты, завела новые бренды, запустила приложение и онлайн-радио, начала работу над новыми ТРЦ.

AKFA Group

В 2019 году компания активно работала с иностранными рынками — Artel вышел на американский, в Кыргызстане открылось представительство AKFA Medicine, в Шымкенте — фирменный магазин Crafers.

Помимо этого компания принимает участие в одном из крупнейших проектов последних лет — Tashkent City, а общий объем экспорта AKFA вырос на 19% по сравнению с 2018 годом.

Стоик года. Рубрика «Цена провала»


Санжар Максудов

Вынужденно потерял несколько заведений — первый «Манас» сгорел, Brasil снесли, «Бамбарбию» и «Паштет» пришлось закрыть вместе со сносом «Дом кино». Не опустил руки и продолжает запускать новые проекты. В этом году открыл обновленный «Манас».


Анастасия Ли

Прошла через вынужденное закрытие бизнеса (ТЧК). Два раза. Находилась под уголовным делом из-за капусты, столкнулась с проблемами на личном фронте, но не упала духом и сейчас сооснователь одного из лучших в Центральной Азии агентства DBLA.


Сулхи Хасанов

Провалил сразу несколько проектов в общепите и не потерял тягу к бизнесу. Сейчас сооснователь концептуальной кофейни Pie Republic.


Акмаль Пайзиев

Закрыл порядка шести проектов, «прогорел» на несколько сотен тысяч долларов и сделал ряд выводов, которые помогли в дальнейшем. Сейчас руководитель MyTaxi, Express 24, Workly.


Джахонгир Артыкходжаев

Прошел через лихие 90-е, недобросовестных партнеров и личные ошибки. Испытал на себе негласные правила рынка, давление со стороны, задумывался об эмиграции, но остался в Узбекистане и построил группу компаний AKFA. Сейчас хоким Ташкента.


Как мы выбирали и где голосовать

В расчет брались лишь достижения 2019 года. В качестве критериев учитывалась публичная активность компаний — сделки, привлеченные инвестиции, запущенные новые проекты и продукты, выход на другие рынки, а также присутствие в разных регионах Узбекистана.

В случае с номинацией «Стоик года» использовались публикации в рамках рубрики «Цена провала».

Анализировалась деятельность лишь частных компаний и предпринимателей, работающих в правовом поле (теневой рынок не рассматривался).

Проголосовать по каждой из номинаций можно по этой ссылке. Посмотреть, за кого голосуют, по этой ссылке.

Голосование продлится до 25 декабря, тогда же мы подведем итоги. 26 декабря Spot назовет героев года по версии издания, и вы сможете сравнить свой выбор с выбором редакции.